Вторник первой седмицы Великого Поста

 «Смирях постом душу мою», – говорит Давид Псалмопевец. Цель каждого христианина – подготовить свою душу к вечности, жизни с Господом, потому мы должны стараться смирить свою душу, утишить страсти, а они погашаются лишь постом и молитвой. Смирение – самое главное для спасения души, все остальное: подвиги, посты, молитва, поклоны – это средство, путь, которым душа идет ко смирению.

 

Есть такие «подвижники», которые налагают на себя строгий пост, а сами сгорают в страстях – гневе и ненависти к ближнему, такой пост Господу не угоден. В посту воздержание должно быть во всем: пище, поступках, словах, желаниях… Что такое воздержание в желаниях? Вот, человек любит мясо, а ради Господа совсем его не ест, так, как монашествующие. Другой решает никогда телевизор не смотреть… Все это – подвиги. В борьбе со страстями человек вырабатывает терпение, силу воли, а главное – смирение.

Ради Господа можно любой подвиг совершить – бросить курить, пить, перестать раздражаться, и Господь за эти подвиги дарует благодать, наполняет душу радостью и покоем, открывает смысл жизни. Некоторые считают, что такие подвиги воздержания можно самим, без Господа совершать. Но это в нас гордость говорит, жизнь показывает другое. Много известно случаев, когда человек не мог бросить пить, курить, сквернословить, что только не делал: и на свою волю полагался, и друзья помогали, и близкие, некоторые кодировались… Все напрасно. И лишь только, когда человек обращался к Господу, Матери Божией, каялся, просил помощи, обещал исправиться, Господь давал силы на борьбу, и жизнь человека менялась.

 

Душу и тело врачует пост. Пост – стояние на страже, борьба со злыми духами, страстями. И если приступят к душе бесы уныния, отчаяния, тоски, гнева, ревности, обратись в молитве ко Господу, проси сил на борьбу и готовь постом свою плоть к битве: отягощенному воину не одолеть врага. К воздержанию призывает нас Церковь, к воздержанию призывает Господь.

 

Во вторник первой седмицы Великого поста в храмах продолжают читать великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

 

После каждого из трёх прошений молитвы кладётся земной поклон. Затем, молящиеся со словами «Боже, очисти мя грешного», делают двенадцать поясных поклонов. В конце ещё раз полностью повторяется молитва и кладется земной поклон.

 

Песнопения 1-й седмицы Великого поста

Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти: умили сердца нас, рабов Твоих, и приими сущия со страхом молитвы наша, подая нам благотеченное поста поприще, очищение и велию милость.

«Господи, второй день пребывая в спасительном воздержании, мы взываем Тебе: пошли умиление в сердца Твоих рабов и прими молитвы наши, приносимые со страхом, даруй нам успешно пройти путем постным, очищение и богатую милость».

Из службы вторника первой седмицы

 

 

Кто огнь угаси? Кто затче уста зверей? Пост, отроки из пещи избавлей, и пророка Даниила от львов снеди: егоже лобызаим и мы братие.

«Кто погасил огонь? Кто заградил пасти диких зверей? Пост, который избавил отроков от сгорания в печи, а пророка Даниила – от съедения львами. Облобызаем же и мы, братья, этот пост».

Из службы вторника первой седмицы

 

Аще и согреших, Спасе, но вем, яко человеколюбец еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле: слезяща зриши, и притекаеши яко Отец, призывая блудного.

«Хотя и согрешил я, но знаю, что Ты человеколюбив, Спаситель: наказываешь милостиво и горячо переживаешь, видишь меня плачущим и бежишь навстречу, как Отец, призывая блудного сына».

Из Великого Канона св. Андрея Критского

 

Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.

Тропарь святителю Андрею Критскому, вошедший в Великий Канон

 

О посте

Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все по милости Божией стоит. Да и как иначе-то? Подпорка крепка! Господь постился, Апостолы постились, и притом – не мало, но как говорит о себе Апостол Павел: в пощениих многащи (2 Кор.11, 27); и все святые держали строгий пост, так что если б дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастися, покоряются…Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.

Святитель Феофан Затворник

 

Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела.

Святитель Василий Великий

 

Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с Апостолами, посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного – праведным, из злого – добрым, из нечистого – благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни…

Святитель Иоанн Златоуст

 

Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда.

Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи и будет тогда радость на душе и мир, и не надо других свидетелей, но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.

Если бы все люди покаялись и хранили заповеди Божии, то рай был бы на земле, ибо Царствие Божие внутри нас. Царствие Божие есть Дух Святой, а Дух Святой и на небе и на земле тот же.

Преподобный Силуан Афонский

Из книги «Д.В. Дементьева. Чтение на каждый день Великого поста»

(30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *