Храмы монастыря

Алексеево-Владимирский храм

Первый каменный храм обители был построен в 1674 году. Впоследствии он многократно перестраивался, а к середине XIX века обветшал и в 1879 году был разобран. Сохранившаяся шатровая колокольня, построенная одновременно с ним, сохранилась до наших дней. Новый двухэтажный храм строился в 1812-1819 годах по проекту губернского архитектора И.И. Волкова в стиле классицизма. Первоначально верхний храм был посвящен Воскресению Господню, а нижний освящен во имя свт. Алексия Московского. Поэтому историческое название храма – Алексеево-Воскресенский. В настоящее время нижний храм освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а верхний храм — во имя свт. Алексия Московского. Двухэтажный храм и старинная колокольня — историко-культурный памятник XVII-XIX вв. федерального значения.

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского

Об этом храме  имеются следующие исторические сведения: «В створе Введенской улицы (ныне улица Освобождение Труда), в северо-западной оконечности монастыря в 1879-1880 гг. выстроили надвратную колокольню. Ее четыре яруса со шпилем и крестом устремлялись ввысь на 23 сажени (49 метров). В первом ярусе, рядом с входными вратами, была устроена крестовая церковь в память преподобного Сергия Радонежского, освященная 27 июня 1903 года. Она служила домовой церковью для викариев епархии – епископов Острогожских, имевших пребывание в Акатовом монастыре. Во втором ярусе помещалась зала для народных чтений. В 30-е годы XX века верхний ярус со шпилем колокольни были разрушены.

В 90-е годы начато восстановление храма. Освящение купола и накупольного креста и водружение на кровлю храма состоялось 19-20 мая 2015 г. 15 октября 2015 года Великое освящение восстановленного Сергиевского храма в Алексиево-Акатовом монастыре совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. В настоящее время в храме служится Литургия в дни памяти прп. Сергия Радонежского: 5 июля / 18 июля – Обре́тение честных мощей прп. Се́ргия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1422) и 25 сентября / 8 октября – Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392).

В настоящее время в храме служится Литургия в дни памяти прп. Сергия Радонежского: 5 июля / 18 июля – Обре́тение честных мощей прп. Се́ргия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1422) и 25 сентября / 8 октября – Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392).

Храм во имя Введения во храм Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (Введенский)

С 1999 года к монастырю приписана находящаяся за оградой обители Введенская церковь, построенная в 1780 г. – одна из красивейших в городе, является историко-культурным памятником XVIII в. федерального значения.

Весной 1700 года из прихода Успенской церкви, где развернулось кораблестроение, в Акатовское предместье переселились посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев. В октябре того же года они обратились к находившемуся в Воронеже Петру I за разрешением на вырубку леса для строительства церкви. Храм вскоре был построен и освящен епископом Митрофаном во имя Введения во храм Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Внешний облик небольшой по размерам деревянной церкви неизвестен. Пожар 1748 года ее миновал. В 1770 году «за ветхостью и малопоместительностью» она была заменена каменной двухпрестольной. Уже 10 ноября 1771 года освящен придел во имя святого Иоанна Воина.

Главный храм был полностью завершен к июню 1780 года. Позже, уже в середине XIX века, в трапезной появился еще один придельный алтарь во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Серьезным перестройкам церковь никогда не подвергалась. В историческом описании, опубликованном в «Воронежской старине» (1908), дотошный автор, священник Николай Никонов, детально отобразил ее внешний облик, указал даже размеры: купол имел высоту 27 аршин (19 метров).

Главы церкви и колокольни были вызолочены и увенчаны позолоченными четырехконечными крестами. Окрестности оглашали звоном девять колоколов — от 162-пудового (1,6 тонны) до 17-фунтового (7 кг). Здесь же упомянуты три особо ценимые верующими иконы, все в серебряных окладах: икона Божией Матери «Всех скорбящих радости», иконы святых Сисиния Лаодикийского и Иоанна Воина. Среди редких вещей отмечался потир с надписью: «1704 года ноября 15 дня во святую церковь ко Введению Пресвятыя Богородицы дал сии сосуды воронежец посадский человек Григорий Данилов сын Кошкин по своих родителях; весу в них во всех 371 золотник». Купец Аникеев пожертвовал храму Евангелие 1698 года издания.

При Введенской церкви с 1887 года существовало попечительство о малосостоятельных прихожанах, с 1891 года — первая в епархии женская приходская школа «с рукодельными классами». В ограде церкви издавна хоронили богатых купцов из окрестных семейств.

В этом храме были крещены великий русский писатель Иван Бунин выдающийся художник, автор известных исторических и религиозных картин Николай Ге.

В начале 1920-х годов церковь добровольно рассталась с теми немногими ценностями, что у нее были. Богослужебные предметы ушли в бездонные закрома государства. Закрытие Введенского храма произошло в середине 1930-х годов. Первое время здание пустовало, перед войной его заняла под свой цех артель промысловой кооперации. В 1943 году возвратившиеся в полуразрушенный город люди использовали церковь под жилье. Комнатушки появились в алтаре, в трапезной.Следующим хозяином храма стало городское ремонтно-строительное управление. В середине 1970-х годов, вспомнив о прежней красоте Введенской церкви, решили ее восстановить и открыть археологический филиал Краеведческого музея. Десятилетняя реставрация ощутимых перемен в облике здания не произвела. В 1990 году Введенскую церковь возвратили епархии в весьма плачевном состоянии.

В 1994 году завершилось воссоздание внешнего облика здания, работу по прежнему проекту вели каменщики-реставраторы во главе с Игорем Буровым. Архитектурные детали выпукло выделены цветом. Благоустроена и вся прилегающая территория, церковный двор вновь обрел ограду. Внутренняя отделка храма длилась еще пять лет. После длительной реставрации Введенская церковь освящена 4 декабря 1999 года и приписана к Алексеево-Акатову монастырю.

В настоящее время Введенский храм находится на реставрации. Проводится роспись храма.

Колокольня — первое каменное здание Воронежа (1674)

Игумен Корнилий с братией и мирянами в 1674 году построили первую в городе каменную церковь во имя митрополита Алексия, которая была в 1879 году порушена. Колокольня сохранилась до наших дней.

Краевед Николай Валукинский так описывал в 1912 году этот памятник старины: «Весь корпус Окатовской колокольницы состоит из трех частей: нижней четверичной, средней восьмигранной призмы и верхней пирамиды, увенчанной кирпичной главкой. …Стиль русский: большие стены, малые отверстия, большая лобовая часть являются характерными знаменателями старания строителей привлечь богомольцев чистотою своих помыслов, бескорыстной, благородной души. Средняя часть — восьмигранная призма — на едва показавшемся четырехскатном начале, прячет углы в пилястрах и украшена в середине поясом, а вверху карнизом, состоящим из фриза и чередующихся ребер торца. С четырех сторон — открытые арки для звона. Непосредственно от карниза идет кирпичная пирамида шатра с четырьмя слухами. Углы пирамиды, как и призмы, спрятаны в пилястры, не доходящие до барабана (шейки главки), обнимая тем самым переход от пирамиды. Москва от земли до креста!».

Историк архитектуры Юрий Успенский делал общий вывод (1922): «Все части колокольни: и нижний четверик, и средний восьмигранник, и верхний шатер представляют из себя формы, легко воспроизводимые в дереве. В этом и есть разгадка архитектурного стиля этих чисто русских колоколен, явившихся всецело повторением в камне столь привычных и излюбленных деревянных форм. Колокольня Алексеевского монастыря является единственным сооружением типа вполне московского, допетровского. Все сооружение, если нельзя назвать одним из лучших образцов столь пленительных, интимных колоколен Московской Руси, если в нем и виден известный провинциализм стиля, — однако, все же оно в целом является одним из трогательных образчиков самостоятельного старого зодчества».

Колокольня устояла в годы Великой Отечественной, несмотря на то, что и немецкие, и советские войска корректировали огонь по самым высоким зданиям города, а потому обе стороны старались такие «маяки» уничтожить. После оккупации города использовалась как склад, позднее стала тренировочной стеной для альпинистов….

Как памятник архитектуры восстановление колокольни предварило на несколько лет открытие обители. Звонницу оштукатурили, и она стояла островком в запустении, среди бурьяна и свалки мусора, как будто ожидая прихода сестер. Надгробные памятники вокруг нее давно исчезли, и следов кладбища было уже не сыскать.

Обитель до революции

Советский период: «мерзость запустения» (Дан. 9:27; Мф. 24:15—16)

Начало восстановления обители

Восстановление и освящение Сергиевского храма (2015)

(454)