Лествица, возводящая на небо

В богослужении четвертой Недели Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника. 

В творении «Лествица рая» прп. Иоанн изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, восходящей от земли к вечно пребывающей славе.

«Преподобный отче, глас Евангелия Господня услышав, мир оставил ты, богатство и славу ни во что вменив. Потому всем возглашал: Возлюбите Бога и найдете благодать вечную. Ничего не предпочтите любви Его, чтобы, когда Он придет во славе Своей, обрести вам покой со всеми святыми. Их молитвами, Христе, сохрани и спаси души наши» – стихира, глас 5, на вечерне в Неделю четвертую Великого поста.

 

Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения,

 премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих, 

блаженне: лествица бо есть, души возводящая от земли 

к небесней и пребывающей славе верою чтущих тя.

Кондак прп. Иоанну Лествичнику

 

Святая Церковь приводит нам на память преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника с целью поощрить нас на подвиги самоисправления и преуспеяния в добродетелях.

 

В его книге «Лествица духовная, возводящая на Небо», изображается непрерывная цепь добродетелей, или степени их, из которых, от одной к другой переходя и тем с одной степени на другую восходя, христианин вступает, наконец, в духовное Небо, в коем становится един дух с Господом. На сей-то последний предел жизни христианской наводя мысль нашу, Святая Церковь хочет нам сказать: «Не бойтесь креста самораспинания и не бегайте крестоношения подвижничества. Смотрите, куда он приводит, и воодушевитесь. Есть из-за чего потрудиться!»

 

Лествица у святого Лествичника имеет тридесять ступеней, по числу лет сокровенной жизни Господа и Спасителя, после коих Он начал творити же и учити. Подобно лествице, виденной патриархом Иаковом (Быт. 28, 12-16), она одним концом утверждается на земле, чтоб быть доступною для нас, земнородных, а другим упирает в Небо, указывая конечный предел нашего предназначения. По лествице Иакова восходили и нисходили Ангелы, означая, что христианские добродетели суть ангельское дело и совершаются при помощи святых Ангелов.

 

На верху лествицы святой Иаков видит Господа. К Господу приводит и лествица добродетелей христианских, чрез которые всякий, восходя от силы в силу, достигает в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13), достигает того совершенства, к которому обязует Господь: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48), того соединения с Богом, о котором молился Господь: Да вcи едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17, 21). Сие неописанное благо, братие, предвидя, мужественно, приступим к сей лествице и бодренно понудим себя к неленостному по ней восхождению.

Святитель Феофан Затворник

«Благовестник» №8, 2011 г.

 

Поучения

Слушание повествований о подвигах и добродетелях духовных отцов ум и душу возбуждает к ревности, а слушание поучений их наставляет и направляет ревнителей к подражанию.

 

Мы не будем обвинены… при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих.

 

Должно внимать себе, не престала ли совесть наша обличать нас, не ради чистоты нашей, но как бы утомившись. Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом.

 

Луч солнечный, проникнувший через скважину в дом, просвещает в нем все, так что видна бывает тончайшая пыль, носящаяся в воздухе; подобно сему, когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его.

 

Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения. 

 

Если хочешь или думаешь, что хочешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно — это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое обличение. 

 

Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.

 

Если истинно то, как, в самом деле, истинно, что каким судом судите, таким будете судимы, то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.

 

Судить значит бесстыдно похищать сан Божий, а осуждать значит губить свою душу.

 

Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям.

 

Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете. 

 

Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?), но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

 

Если хотим достигнуть добродетели смиренномудрия, да не престанем самих себя испытывать и истязывать; и если в истинном чувстве души будем думать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия недалека от нас. 

 

Солнце освещает все видимые твари, а смирение утверждает все разумные действия. Где нет света, там все мрачно; и где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны.

 

Хотя не все могут быть бесстрастны, однако спастись и примириться с Богом всем не невозможно… Не неправеден Бог, и двери милосердия Своего не заключит для тех, которые случатся со смирением.

«Благовестник» №11, 2007г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

(26)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *