Святыни

Иконы

О главной святыне Алексеево-Акатова монастыря до его закрытия — чудотворной иконе Божией Матери «Троеручица» — известно, что она была привезена в Воронеж архимандритом Никанором из Ново-Иерусалимского монастыря.

Икона эта, как свидетельствуют видевшие ее и подтверждает дошедшая до нас цветная литография, была прекрасного строгого письма и хорошо сохранившейся. В храме она стояла за левым клиросом в резном позолоченном киоте, увенчанном короной в память коронования государя императора Николая II.

По молитвам перед этой иконой происходили исцеления. И как знак благодарности исцеленных, к образу было сделано много серебряных подвесок в виде частей человеческого тела в подражание преподобному Иоанну Дамаскину, с именем которого связана история древней иконы «Троеручица». К сожалению, записи исцелений в монастыре не велось.

Каждое воскресенье пред иконой совершалось акафистное пение, для чего образ выносился на середину храма и полагался на аналое. А для служения пред нею молебнов на дому по просьбе прихожан был изготовлен особый переносной позлащенный киот. После закрытия и разорения монастыря эта святыня была изъята. Её дальнейшая судьба до сих пор не известна.

В годы гонений были изъяты и все другие принадлежавшие монастырю иконы. Имеются сведения, что большая часть их оказалась в запасниках музея и, не вывезенные заранее, они были сожжены во время оккупации города немецкими войсками в 1943 г.

После открытия в 1990 г. Алексеево-Акатова женского монастыря в возрожденную обитель были переданы иконы из других храмов, из Художественного музея и от частных владельцев. История большинства из неизвестна. С некоторыми связаны благодатные явления.

Главной святыней возрожденной обители стала икона Божией Матери «Живоносный Источник», переданная из Покровского кафедрального собора в 1991 г.

Иконография образа восходит к V веку. Церковное предание связывает его с именем византийского императора Льва Маркелла (457-473). Старинное сказание повествует о том, как еще будучи простым воином, он сподобился явления Пресвятой Девы. Однажды в роще в окрестностях Константинополя он встретил слепца, сбившегося с пути. Лев вывел его на дорогу и, зная, что поблизости был источник, стал искать его, чтобы утолить жажду утомленного путника. Но поиски его были тщетны: источник к тому времени зарос кустарником, а воду затянуло тиной. Тогда Лев услышал таинственный голос. Сама Владычица указала ему место источника, повелев напоить слепца, а илом помазать ему глаза. Когда все было исполнено, слепой прозрел. Кроме того, Пресвятая Богородица, предуказав Льву будущее возведение на императорский престол, повелела расчистить источник и построить над ним храм, где все приходящие с верою будут получать исполнение прошений и исцеление душевных и телесных недугов. Впоследствии и храм, и образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках под куполом храма получили именование «Живоносный Источник»[i] .

В России было известно много чтимых икон «Живоносный источник». Основная их особенность – изображение Пресвятой Богородицы, исходящей из чаши, преисполненной живительной воды, что иногда истолковывают как прообраз купели Крещения.

 Чтимая икона «Живоносный Источник» была и в Алексеевском мужском монастыре. Стояла она за правым клиросом верхнего храма в таком же киоте, что и «Троеручица». Поэтому в некоторых печатных изданиях высказывалось предположение, что в обитель вернулась прежде принадлежавшая ей святыня, но это мнение оказалось ошибочным: нынешняя икона афонского письма 1-й половины XIX века отличается по иконографии от прежней, более ранней, по написанию, и никогда не закрывалась ризой. Известно, что на иконе, находившейся в Алексеевском монастыре, изображение Божией Матери было меньших размеров и занимало не все пространство иконы, а только центральную часть. На чеканной ризе были помещены изображения Господа Саваофа и по сторонам предстоящих апостола Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя, свт. Алексия, свт. Николая, а также вправлены частицы мощей апостола Тита, равноапостольного царя Константина Великого, свт. Иоанна Златоуста, прп. Пимена Великого, прп. Михаила Малеина, прп. Саввы Освященного, прп. Стефана Печерского. Риза, «устроенная» в 1820 приснопоминаемым архимандритом Мефодием впоследствии поновлялась, дополнилась новыми святынями (так, вероятно, после прославления святителя Митрофана в ней появилась частица мощей Воронежского угодника). живопись на иконе, как отмечает составитель описания, уже в XIX веке была неясной, частично облупившейся, но любовь воронежцев к своей святыне, благоговейное почитание е очевидны – о том явно свидетельствует богатство её убранства. В 1845 г. к ней была сделана новая сребропозлаченная риза, украшенная бриллиантами и стразами[ii].

Прежняя икона оказалась утраченной, но именно через образ, одноименный утраченной святыне Божия Матерь даровала сестрам и прихожанам обители радость ощутить Свою произливающуюся благодать, преподала Свое благословение на возрождение монашеской жизни на этом месте, прежде освященном, а потом на несколько десятилетий преданного поруганию.

Икона эта написана на Святой Горе Афон в первой половине XIX века. Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках изображена как бы исходящей из источника воды, имеющего вид купели или большой чаши. С иконы Пресвятая Дева смотрит на нас с дивным выражением кротости и неземной любви, взгляд Богомладенца мудр и не по-детски серьезен. Окружающее их золотое сияние и облако, закрывающее край чаши, создают впечатление отверстых небес. 4 октября 1992 года, накануне престольного праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, образ начал мироточитъ. С тех пор это чудо Божие повторялось многократно.

О чудесной помощи Божией Матери есть много свидетельств, вот одно из них, относящееся к первым годам возрождения обители, когда мироточение наблюдалось чаще.

В одном киоте с «Живоносным Источником» помещена икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»

Первое упоминание об иконе с таким именованием связано преданием о цареградском патриархе святителе Афанасии III Пателарии, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию.

После кончины святителя в 1654 году икона была принесена в Афонский монастырь Ватопед, где и пробыла до октября 1849 года, когда был открыт русский Андреевский скит, став келейной святыней его основателя иеросхимонаха Виссариона (Вавилова). Он благословил братию образом со словами: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбях и печалях».

Прославление иконы совершилось в России, когда она была привезена иеромонахом Паисием в 1863 для сбора пожертвований.  Пребывание образа в уездном городе Слободском Вятской губернии было ознаменовано многими чудесными явлениями, самым ярким из которых стало исцеление 18-летнего немого юноши Владимира Неболина.[iii]

Возвращаясь на Афон, О. Паисий оставил в Преображенском монастыре первый список этой чудотворной иконы.

27 марта 1890 года святыня была вновь привезена в Россию и помещена в Санкт-Петербурге в Благовещенском соборе при подворье Андреевского скита. В настоящее время образ хранится в алтаре Санкт-Петербургского Николо-Богоявленского морского собора. Икона выносится для поклонения раз в год перед вечерним богослужением накануне 2 декабря и возвращается в алтарь 2 декабря. Эта икона устроена в виде створчатого складня. Кроме Пресвятой Пречистой Богоматери, на ней изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, святой Иоанн Предтеча и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, преподобные Антоний, Евфимий, Онуфрий, Савва Освященный, святители Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец.

В нашей обители хранится список с афонской святыни, на котором написано: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года».

Образ Богоматери занимает почти всё пространство. Ей предстоят только Предтеча с возлюбленным учеником Христовым. Два ангела держат венец над главою Пречистой, лик Которой – воплощение скорби, вмещающей скорби всего мiра.

С этой иконой связано чудесное явление, надолго запомнившееся сестрам монастыря. В 1999 году из очей Божией Матери истекли до самого края иконы две прозрачные струйки, подобные слезам. След от них оставался несколько дней. Впоследствии мироточение повторялось еще несколько раз, но в меньшей степени.

За левым клиросом верхнего Алексеевского храма в таком же киоте стоят иконы афонского письма Божий Матери Скоропослушница и Иверская, также афонского письма.

В нижнем Владимирском храме неизменно привлекает к себе большая икона Божией Матери Казанская, появившаяся в обители с самого начала её обновления.

Многие иконы оказались сопричастны трагическим событиям истории Русской Церкви. Так, в начале октября 2002 года монастырю был пожертвован образ Божией Матери «Утоли моя печали», очевидно, претерпевший в свое время надругательства: фон был испещрен ранами от ножа, но богоборцы не дерзнули коснуться лика Пречистой. В день празднования иконе, 7 февраля 2003 года, который совпадает с днем памяти священномученика Петра Воронежского, когда образ был положен на аналой посреди храма, явственно почувствовалось благоухание. На другой день благоухание ослабло, а икона стала значительно светлее: очевидно, с нее сошли остатки старой позолоты. И ныне с иконы, помещенной в резной киот, смотрит на нас всепрощающим взором Пресвятая Дева, утоляющая всякую слезу от лица земли, исцеляющая болезни и грешных скорби разрушающая.

В 2006 году, после Пасхи, в обитель была передана частными владельцами икона Спасителя в терновом венце, принадлежавшая ранее Знаменскому женскому монастырю Землянского уезда Воронежской губернии, — потемневшая, но прекрасного письма. В Великий пост образ этот полагался (в настоящее время полагается его фотокопия) на аналое посередине храма.

Среди старинных икон Алексеево-Акатова монастыря преобладают иконы XIX – начала XX вв., но имеются и более древние.

XVII веком датируются иконы апостола Андрея Первозванного и прп. Онуфрия Великого. Обе иконы переданы из Художественного музея, и в настоящее время пребывают в храме прп. Сергия Радонежского.

Некоторые иконы. находились ранее в иконостасах приходских храмов. Например, образ свт. Митрофана Воронежского и прп. Сергия Радонежского.. Неизвестный иконописец особенно ясно выразил в своем творении мысль о том, что для Бога нет расстояний и времени, разделяющих нас на земле. Никогда не встречавшиеся в земной жизни угодники Божии ведут беседу в Царствие Небесном, может быть, о скорбях наших, о судьбах нашего края и молятся о нем.

В иконостасе сельского храма находилась переданная обители икона свтт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. За время пребывания в монастыре образ стал значительно светлее, лики на нем прояснились.

В 1997 году сестры и прихожане обители стали свидетелями чудесного обновления иконы святителя Питирима Тамбовского, которую передали в монастырь также из сельского храма в самый год возобновления обители. Икона была потемневшая, с поблекшими красками, так что трудно было прочитать на ней надпись с именем святого, и лишь немногие знали, что перед ними образ духовного друга и собеседника святителя Митрофана Воронежского. Через эту икону Господь явил Свою благодатную силу. После окончания вечернего богослужения заметили, что лик святителя Питирима просветлел, все краски на иконе стали яркими и сочными. Создалось впечатление, что с образа спала темная пелена, скрывавшая его свет и чистоту. На следующий день икона стала источать миро.

XVIII веком датируется написание одного из наиболее почитаемых образов обители — праведного отрока Артемия Веркольского. Икона эта большого размера, писаная на дереве, размещена на южной стене Владимирского храма и неизменно привлекает к себе богомольцев. В клеймах нижней части мы читаем краткое житие святого отрока, убиенного молнией и прославленного у Бога.

Нельзя не сказать и об особом почитании в обители великомученика и целителя Пантелеимона, большая икона которого помещена у северной стены Владимирского храма. К этому образа несколько лет назад прикреплен мощевик с частицей мощей великомученика.

В обители благоговейно сохраняются иконы с частицами мощей

Вмч. Варвары (Алексеевский и Сергиевский храм)

Сщмч. Петра (Зверева) (Владимирский храм)

Свт. Николая Чудотворца (Владимирский храм)

Иоанна Предтечи (иконостас Владимирского храма)

Прп. Серафима Саровского (Владимирский храм)

Свт. Питирима Тамбовского (Сергиевский храм)

[i] Более подробно о чудесном источнике и храме, выстроенным над ним, который не раз за свою историю разрушался и вновь восстанавливался, о чудесах от живительной воды см. в книге Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о ея милостях роду человеческому / [Предисл. Е. Поселянина]. — [Репринт. изд.]. — Коломна : Свято-Троиц. Ново-Голутвин жен. монастырь, Б. г. (1994). — 799,[1] с. : ил.;

[ii] Описание приводится по изданию Поликарпов Н.И. Воронежский Алексеевский монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица» // Воронежская старина1909 г., выпуск 8

[iii] Более подробно см. в книге Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о ея милостях роду человеческому / [Предисл. Е. Поселянина]. — [Репринт. изд.]. — Коломна : Свято-Троиц. Ново-Голутвин жен. монастырь, Б. г. (1994). — 799,[1] с. : ил.;

Частицы святых мощей и другие святыни монастыря, хранящиеся в ковчегах

№1

Свт. Митрофана Воронежского

Свт. Тихона Задонского

Прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского

 

 

№2

Сщмч. Владимира Киевского

Свт. Димитрия Ростовского

Прп. Синайского

Свт. Иоанна Златоустого

Прп. Антония Оптинского

Прп. Анатолия (Зерцалова) Оптинского

Прп. Исаакия (Антимонова) Оптинского

Сщмч. Илариона Киевского

Прп. Петра Афонского

Прп. Амвросия Георгиевского

Прп. Кукши Одесского

Прп. Нестора Летописца

Прп. Илии Муромца

Прп. Дамиана Печерского, целебника

Прп. Илариона Троекуровского

Прав. Софрония Ибердского

Прп. Феодора Санаксарского

Прп. Моисея Угрина

Прп. Сергия Печерского, Послушливого

Прав. воина Феодора Ушакова

Прп. Агапита Печерского, врача безмездного

№3

Прав. Симеона Богоприимца

Мчч. младенцев Вифлеемских

Сщмч. Игнатия Богоносца

Вмч.Евстафия Плакиды

Вмц. Параскевы

Сщмч. Маврикия (IV век)

Прп. Антония Великого

Прп. Маргариты

Свт. Димитрия Ростовского

Свт. Игнатия Брянчанинова

Свт. Феофана Затворника

Свт. Иннокентия Херсонского

Свт. Иоанна Шанхайского

Свт. Луки Крымского

Свт. Афанасия Ковровского

Сщмч. Николая Искровского

Прп. Лаврентия Черниговского

Прп. Севастиан Карагандинского

Блгв. кн. Февронии Муромской

Прп. Елены Флоровской

Блж. Матроны Московской

Блж. Любови Рязанской

 №4

Свт. Иоанна Суздальского

Свт. Феодосия Черниговского

Свт. Филарета Московского

Свт. Иннокентия Московского

Свт. Игнатия Ростовского

Прп. Шио Мгвимского

Прп. Макария Калязинского

Прп. Феодосия Тотемского

Прпмчч Хозевитских и Иерусалимских

Прп. Амвросия Оптинского

Прп. Анатолия Оптинского (младшего)

Прп. Нектария Оптинского

Новмчч.Киевских

Прпп. Киево-Печерских

Прп. Феофана Христа ради юродивого

Блгвв. кнн. Константина, Михаила и Феодора Муромских

Блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских

Блж. Василия Московского

Прп. Антония, наместника Троице-Сергиевой лавры

Прп. Германа архимандрита Святогорского

Задонских подвижников: архиеп. Антония, схииг. Евсевия, иеросхим. Нафанаила, Авраамия, Агапита, иеромон. Павла, Иринея, Георгия затворника, схим. Митрофана, старицы Евфимии, блж. Антония

Часть одежды с кровию сщмч. Владимира Киевского

Часть схимы прп. Иова Почаевского

Часть рясы праведного преподобного Иоанна Кронштадтского

Часть одежды от мощей свт. Иоанна Тобольского

Часть гроба священномученика Владимира митрополита Киевского

Часть гроба святителя Филарета Московского

Часть гроба прп. Кукши Одесского

Часть гроба прп. Ионы Киевского

Лист Неопалимой Купины Синая

Небесные покровители

 

 

 

Подвижники благочестия

«Понеже в премудрости Божией не разуме       
мир премудростию Бога, благоизволил
Бог буйством проповеди спасти верующих».
(1 Кор.1:21)

«Эта раба Божия в меру Антония Великого»
Жизнеописание Воронежской подвижницы блаженной старицы Феоктисты

Старый Воронеж… Еще стоят, но уже разрушаются обветшавшие домики — безмолвные свидетели жизни наших далеких прадедов, их скорбей и радостей, лишений и трудностей, их духовных взлетов и падений, исповедничества и отступничества, их долготерпения. Еще живы, но уже незаметно уходят от нас в вечность один за другим те немногие старожилы, сохранившие в памяти образ маленькой старушки с добрейшими глазами, которую часто можно было видеть на улицах города, обычно в сопровождении какой-нибудь девушки. Она шла частыми мелкими шажками, в огромных ботинках, надетых правый на левую, а левый на правую ногу, незашнурованных и неизменно разрезанных сзади, так что они спадали при ходьбе и в то же время натирали ноги. Ходила намеренно по лужам, всегда в пальто нараспашку — в любую погоду. В руке – неизменная палка с наконечником, просто сук, которым она, проходя, закрывала окна. Верующие знали, что это юродивая, а для мира она была просто дурочкой.
В Воронеже ее знали как Феоктисту Михайловну, а в Новочеркасске, где блаженная часто бывала, странствуя по городам и весям, все звали ее Анфисой.
Во многих благочестивых семьях ее радостно принимали, ее духовную мудрость ценили архиереи и священники, к ее советам прислушивались, ее молитв просили люди ученые, а уличные мальчишки дразнили и бросали в нее камнями. Блаженная со смирением все переносила, молилась за своих обидчиков.
Тайной было и имя, и происхождение блаженной. Матушка говорила, что отец ее был простым казаком, но однажды в гостях, указав на нарядную детскую кроватку, сказала: «И я в такой спала, когда была маленькой». Говорила, что неграмотна, а сама в той же семье за столом как-то назвала латинские буквы на серебряных ложках. По оборотам ее речи можно было предположить, что матушка Феоктиста в совершенстве владела французским языком, что отмечала ее образованная почитательница. Она знала и все Евангелие и всю церковную службу, а одна старая монахиня сказала, что матушка знает такие церковные молитвы и песнопения, которые редко, иногда в году раз читаются и поются, и даже не все священники их знают.
Уже после кончины блаженной нашли документы, из которых стало известно, что она была дочерью полковника Михаила Шульгина, в крещении наречена Анфисой. Замуж Анфиса вышла за морского офицера.
После гибели мужа в русско-японскую войну она провела несколько лет странствуя по святым местам, а потом приняла монашеский постриг в Покровском девичьем монастыре г. Воронежа. В постриге Анфиса получила новое имя «Феоктиста», что значит «Богом созданная» (вместо прежнего имени, означавшего — «цветущая»), как оказалось, более соответствующее избранному ею многотрудному пути, преисполненному злостраданий, скорбей и радости о Господе.
Об этом периоде ее подвижничества сохранились воспоминания Анны Петровны Козловой, известной воронежской праведницы, за многочисленные подвиги и юродство Христа ради сподобившейся дара прозорливости, скончавшейся в 1980 г. У Анны Петровны Козловой рано умерла мама. Семья была многодетной, и ее семи лет отдали в Покровский женский монастырь — там она научилась всякому рукоделью. Золотом шила, бисером… Часто ее оставляли под присмотр Феоктисты, которая наставляла ее, давала житейские советы. Феоктиста Михайловна говорила Анне: «Дочка, работай!». Или когда приезжал Владыка: «Бом! Бом! Нюра, Владыка идет!» И звонила в колокольчик». Анна вспоминала: «Я ее побаивалась… Одевалась она тогда строго, аккуратно. Была матушка неразговорчивая, на вид суровая… Часто сидела недвижимо, с застывшим лицом… Меня это очень пугало… После поняла, что матушка пребывала в молитве…
Однажды сижу у нее в келье, а она не обращает на меня никакого внимания — перекрестится и опять застынет, перекрестится и опять застынет. Как-то мне не по себе стало, страшновато… Сижу и думаю: «Вот, возьмет она меня и убьет — никто и не узнает». Вдруг она поворачивается ко мне и так это неожиданно светло и ласково улыбается: «Убивать я тебя и не думала… Посиди еще немножко, сейчас придет матушка (называет имя монахини), заберет тебя и даст послушание — картошку чистить. Конечно, интереснее будет чистить, чем молиться со мной, старой…» И точно! Че¬рез некоторое время приходит названная монахиня и определяет именно на то послушание, о котором было сказано Феоктистой… Меня это очень удивило, и я к матушке потянулась. Она это поняла и всегда как бы тешила своим провидением: говорила, кто завтра в монастырь придет, какая глав¬ная новость случится в городе, чего мне следует остерегать¬ся… И все сбывалось. Она как бы какую-то невидимую книгу читала, где были записаны все наши будущие дела… Матушка мне всю жизнь мою расписала. Предсказала, что замужества не будет у меня удачного, монастыри позакрывают, но я буду спасаться рядом со старцами, с батюшками… Так оно и вышло… И свое будущее она провидела».
В Покровском монастыре старица прожила до самого его закрытия в 1929 г., но в последние годы пребывания в обители образ ее служения Богу изменился: она приняла на себя тяжкий подвиг юродства. По свидетельству очевидцев, это произошло вскоре после событий 1917г., в период гражданской войны и начала гонений на Церковь. Перед выходом на этот подвиг матушка ненадолго покинула обитель, чтобы у святых мест испросить у Господа благословения на новое служение…
Часто можно было видеть Феоктисту Михайловну вместе с другим воронежским блаженным – Максимом Павловичем. Был он моложе ее, ходил с неизменной палкой и множеством сумочек, меняющихся, как говорили, не случайно: то ключи носит, то замки. Одна щека подвязана платком с торчащими кверху концами, как будто зубы болят. В городе, погруженном во мрак обновленчества (к 30-м г.г. в Воронеже оставалась только одна действующая православная церковь), эти два человека, несшие подвиг юродства, были неугасавшими светильниками, поддерживающими дух благочестия.
— Фроська, жизнь надо держать! Держать надо жизнь! — грозно говорил Максим Павлович, постукивая палочкой.
И держали эти два юродивых духовную жизнь многолюдного города, поддерживая благочестие, укрепляя в вере, вразумляя, обличая или утешая…
Праведной старице было открыто об испытаниях, ожидавших Русскую Церковь. Так однажды приходит блаженная в покои архиепископа Тихона (Никанорова) и ложится на его кровать в одежде и ботинках. Келейница спрашивает, что все это значит. А блаженная отвечает: «А тут все равно грязнее грязного будет!» Поднимается и уходит. Впоследствии в этой келье жил милиционер. Сам же архиепископ Тихон 9 января 1920 года (н/ст) был повешен на Царских вратах Благовещенского собора Митрофановского монастыря.
Известен также рассказ очевидца о том, как ехала однажды Феоктиста Михайловна на извозчике по проспекту Революции (Большой Дворецкой) в вывернутом наизнанку кафтане с красной подкладкой и громко скандировала: «Ура! Ура!» Случилось это как раз перед тем, как Буденный вошел в Воронеж.
В церкви блаженная иногда начинала буянить, валить наземь подсвечники — как выяснилось, было это перед засильем «живоцерковников», повлекшим отступление части священно-служителей от чистоты Православия (падение «светильников»), о чем угоднице Божией, вероятно, было открыто.
Однажды в храме Алексеевского монастыря Феоктиста Михайловна забралась на возвышение перед чудотворной иконой Божией Матери Троеручицы и начала кого-то сильно бранить, чем весьма смутила всех молящихся в храме. Через некоторое время воры проникли в ризницу, перепилив чугунные решетки, и похитили что-то ценное. Тогда стало понятно, что блаженная обращалась к тем злоумышленникам.
В кабинете следователя (ее и Максима Павловича вызывали для допроса в связи с арестом известного и почитаемого воронежцами протоиерея Митрофана Бучнева, погибшего впоследствии в ссылке) блаженная повела себя столь странным образом и столь неприлично, что привела в смущение всех присутствующих, и ее отпустили, признав сумасшедшей.
В беседах же с людьми, близкими по духу, понимавшими и любившими матушку, она проявляла исключительный ум, особую тонкость выражений. «В такие минуты она была для нас прекраснее всех людей на свете. Но она не позволяла нам любоваться собой», — вспоминала А.Я. Лихоносова. Иногда матушка пела — слух у нее был прекрасный.
Часто можно было видеть матушку Феоктисту с руками, полными булок и батонов, которые она покупала на базаре и потом раздавала тут же, а иногда несла или везла на извозчике кому-либо из знакомых, в те дома, которые она посещала. Булочники зазывали матушку, чтобы она купила у них булки,— говорили, что у кого она купит, те распродадут весь свой товар с особой удачей. Извозчики тоже хорошо знали блаженную и просили сесть в их повозку, также веря, что это принесет им счастье. Матушка говорила: «Я народ кормлю, надо кормить», — и действительно кормила духовно и телесно, всегда отзываясь на людскую скорбь и нужду. А горя в те годы было особенно много.
Так помогала она семье Рудаковых, в которой было много детей, а отец, областной агроном, находился в ссылке по вымышленному обвинению. Приходила, например, давала деньги и посылала на рынок купить «птичку» — курицу, велела приготовить, а сама уходила, не дождавшись обеда. Семье же на два дня хватало приготовленной еды. Или оставляла под подушкой деньги, а потом говорила, что деньги не ее. «Матушка, что же мне с этими деньгами делать?» — спрашивала хозяйка. – «Трать их, вот что». И тратили: нужда заставляла. Все имущество Рудаковых было описано, но по молитвам блаженной вещи не забрали, причем продавать их матушка Феоктиста не велела, говорила, что еще рано, они пригодятся позже. Действительно, когда через три года отец был освобожден и остался работать в Средней Азии вольнонаемным, семье потребовались деньги, чтобы ехать к нему. «А вот теперь продавайте вещи», — сказала Матушка.
Была она великой молитвенницей. Видели даже, что матушка во время молитв поднималась на воздух. В воспоминаниях очевидцев описаны многочисленные случаи исцелений по молитвам блаженной. Особенно чутко относилась она к страданиям детей, молилась о них с особой любовью. Вспоминает А.Я. Лихоносова: «Нина (дочь ее), как ребенок, непосредственно верила, что матушка всегда может помочь. У Нины болят зубы, она лежит и плачет от боли. У нас матушка. Нина говорит: «Матушка, помолитесь, чтобы зубы поскорее прошли». Матушка с большим трудом становится перед образом, говоря: « Я помолюсь, помолюсь». И молится: «Господи, спаси Нину, Господи, спаси девчонку», — оборачивает свою седую головочку к Нине и спрашивает: «Ну что, легче?» Та сквозь слезы: «Легче».
В другой раз, когда Нина серьезно заболела и врачи подозревали воспаление легких, матушка пришла и осталась ночевать, пообещав помолиться. Ночью она то и дело вставала и сказав: «Я послужу» (она всегда так называла свои молитвы), — начинала ходить по комнате. Старица молилась, и к утру девочке стало лучше. Через день пришел врач и был очень удивлен, не обнаружив никаких признаков предполагаемой болезни.
В иных случаях, испрашивая в тайной молитве исцеление болящему, блаженная скрывала свое благодатное дарование под внешней грубостью.
Так, была у нее знакомая Анисья. Она однажды заболела и собралась умирать, так как никто не мог помочь ей. Приходит к ней Феоктиста Михайловна, и Анисья говорит ей, что умирает. «Притворяется», — отвечает блаженная, подходит к ней, берет за руку действительно умирающую и говорит: «Аниська, вставай!» Та сразу встала и начала им готовить обед, и на этом кончилась вся ее болезнь.
Как-то заболела одна из девушек, живших при ней и сопровождавших блаженную в ее странствиях (в те годы в Воронеже собралась община девушек, которую прот. Митрофан Бучнев и Феоктиста Михайловна духовно окормляли). Матушка отправила больную домой — в «белый флигель» (так называла она дом на окраине города, в котором обычно останавливалась). Врач сказал: «Вероятно, брюшной тиф». Пришла матушка, посмотрела и поворчала: «Вот еще…» — и легла на кровать. А больная Поля лежала на полу около окна, вся горела и изнемогала. Потом матушка сказала: «А кто мне лапшу сварит?» Анна Васильевна (другая послушница) ответила: «Я сварю лапшу, матушка», — на что последовало: «Ну еще ты своими копытами будешь лапшу делать. Полечка, сделай мне лапшу, вставай». Поля встала и начала готовить – встала исцеленная…
Богомудрой старице было даровано видеть состояние души человеческой, ее тайные недуги и умение их врачевать. Монахиня Екатерина (Чичерина) вспоминала: «Однажды я встретила ее посреди города. Всего-то мне 25 лет было, и в голове много мусора. И вот она давай меня распекать: палкой постукивает, и так выразительно жестами обличает мою пустоту, что прохожие останавливаются. А я топчусь на месте, краснею и чувствую, что видит она меня насквозь — так бы и убежать». При этом сквозь суровость просвечивалась любовь и ласка. И она же рассказывала, как однажды пришла к Феоктисте Михайловне в мрачном настроении духа. Пришла за утешением. Старица сидела за столом и обедала, а хозяйка лежала в глубине комнаты на диване. «Вдруг, не успев и поздороваться, замечаю, что Феоктиста Михайловна нацелилась в меня вилкой, выражение лица грозное. А хозяйка с дивана жестами показывает, что мне надо удалиться, — не то худо будет… Я совсем расстроилась, вышла на веранду дома. Вот так утешение! Присела в кресло и тотчас уснула. Проснулась — не пойму, где я и что со мной, а на душе так светло и легко… Хозяйка объяснила, что Феоктиста Михайловна видела меня окруженной бесами, и от ее молитв мне пришло облегчение».
Еще в молодые годы Феоктиста Михайловна начала странствовать– «ходить по дорогам», как она сама говорила. В своих беседах вспоминала она Москву, Киев, Почаев, Святогорский монастырь на Украине, Саров. Часто бывала в Новочеркасске, где ее все знали. У дома Атамана Войска Донского всегда стояла охрана, а блаженная проходила везде свободно, все ей было открыто. В Задонск до глубокой старости ходила она пешком, при этом непременно выбирала самую отчаянную погоду, с ветром, мокрым снегом, колющим лицо. С собой блаженная всегда брала какую-нибудь девушку, чаще всего Анну Васильевну Анисифорову, странствовавшую с Феоктистой Михайловной шесть лет. Ей, получившей высшее образование (что было редкостью в те времена) и оставившей все блага, которые могла иметь в миру, чтобы сопровождать блаженную старицу, довелось быть свидетельницей многих ее духовных подвигов. «Будешь ходить со мной, и там будем вместе», — сказала ей как-то блаженная, и Анна Васильевна до конца оставалась преданной ее послушницей. А о.Митрофан Бучнев однажды сказал: «У Анны Васильевны через 12 лет отнялись бы ноги, если бы она в своей жизни пошла другим путем».
В дороге блаженная Феоктиста непрестанно молилась. Ей было открыто, в каком доме нуждаются в ее помощи, — туда она и направлялась в первую очередь. Так, в одном селе блаженная отказалась переночевать у знакомых, сделала большой крюк и с уверенностью подошла к одной избе. Анна Васильевна вспоминала: «Когда мы вошли, хозяйка с плачем бросилась к матушке и поведала ей свою печаль. Ее муж уже давно уехал на заработки, и нет о нем ни слуху, ни духу. Матушка так разумно, как с ней в таких случаях бывало, начала успокаивать женщину: «Жив он, жив — к Пасхе вернется!»
Через год мы проходили этим селом. Я стала уговаривать матушку зайти к этой женщине… Она говорит: «Чего мы там не видели?» Я все же побежала в тот дом и застала там хозяйку. «Слава Богу, матушка правду сказала, как раз к Пасхе и приехал», — радостно сообщила она».
Вспоминают также, что в деревне ей подносили младенцев. Одних она целовала, а других велела унести прочь. Как выяснилось впоследствии, первых ожидала смерть, а другие выздоравливали, и блаженная духовными очами это провидела.
В свою последнюю поездку, уже подъезжая к Воронежу, блаженная стала выражать явное беспокойство, говорила, что чего-то боится. Вспоминая об этом впоследствии, А.Я. Лихоносова, бывшая в тот раз ее спутницей, предполагала, что матушка, вероятно, провидела будущее страшное разрушение города в 1942г.
Господь судил блаженной Феоктисте в годы лихолетия стать сподвижницей наших новомучеников, их помощницей, сомолитвенницей, поддерживавшей их на крестном пути исповедничества.
За высоту духовной жизни блаженную Феоктисту почитал сщмч. Петр (Зверев). Прежде имевший общение с дивеевскими блаженными старицами (особенно с Прасковьей Ивановной, которую часто посещал- «сидел у ее ножек»; она же предсказала Владыке последовавшие потом три тюрьмы), Владыка с большим почтением относился к рабам Божиим, взявшим на себя этот притрудный подвиг. Блаженная Феоктиста постоянно навещала его в домике вблизи Алексиевского монастыря, причем проходила прямо в его келию и садилась на кровать, где ждала, пока Владыка принимал людей, во множестве приходивших к нему. Называл Владыка ее всегда почтительно, по имени и отчеству.
По свидетельству Антонины Васильевны Бруданиной, детство которой прошло рядом с Алексиево-Акатовым монастырем, однажды на пороге дома настоятеля монастыря архим. Иннокентия (Беды) появилась воронеж¬ская блаженная, держа в руках две булки свежего белого хле¬ба. Очевидцы говорили, что всех, кому угрожал арест, прозорливая старица одаривала хлебом. Булки были отданы отцу Иннокентию. По проше¬ствии некоторого времени, блаженная появляется с булками и на пороге домика архиепископа Петра. Келейник был сму¬щен этим подарком, однако хлеб был отдан Владыке. 28 ноя¬бря 1926 года сщмч. Петр был арестован и приговорен к заключению в Соловецком лагере особого назначения. Вскоре был арестован и архим. Иннокентий.
В письмах из Соловецкого лагеря священномученик Петр вспоминал воронежскую подвижницу, просил ее святых молитв: «За всех молюсь непрестанно, всех искренне желаю видеть. Не будем ослабевать духом в скорбях, будем жить надеждой на милосердие Божие. Попросите молитв Феоктисты Михайловны».
После революции в Воронеже сложилась крепкая духов¬ная община, подобная московской общине праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых. Эта община была основана известным воронежским подвижником, впоследствии и новомучеником, протоиереем Митрофаном Бучневым, который по благословению Оптинских старцев, преподобных Иосифа и Анатолия, принял на себя подвиг духовничества и вел глубоко сосредоточенную литургическую жизнь… Отец Митрофан своим духовным авторитетом и праведной жизнью стяжал любовь к себе народа; особенно те любили его, чья душа стремилась к более совершенному образу жизни… Со временем вокруг отца Митрофана образовалась полумонашеская община, которую духовно удочерила местная блаженная, Христа ради юродивая Феоктиста Михайловна, перед которой отец Митрофан благоговел и считал себя ее послушником. Блаженная же, в свою очередь, очень чтила отца Митрофана и была большой его помощницей в руководстве молодых послушниц — «черничек», как их тогда называли…
О том почитании, которое отец Митрофан проявлял к праведнице, вспоминает Н. Д. Морозова: «Однажды она сама пришла к нему. Пришла, как будто не раз бывала здесь, и говорит: «Отец, купи мне ботинки». Батюшка, как ни был строг с окружающими, с глубоким смирением, выполняя ее просьбу, сказал Нюре: «Пойди купи ботинки, да самые лучшие». Когда Нюра принесла ботинки, красивые, желтые, матушка и говорит: «Отец, разрежь их». Батюшка смиренно разрезал сзади ботинки, став на колени, своими руками лично одел эти ботинки матушке Феоктисте. Присутствовавшие здесь духовные дети батюшки возмутились. Их батюшка, совершивший столько чудес и исцелений, становится на колени перед какой-то дурочкой. Они стали ему говорить это. Батюшка строго на это им ответил: «Эта раба Божия в меру Антония Великого, я бы рад был день и ночь пребывать у ее ног».
Сохранилось воспоминание схимонахини Иоанны (Анисимовой) о событиях, связанных с судом над протоиереем Митрофаном Бучневым в октябре 1929г.: «Его в начале тридцатых судили в Воронеже. Рассказывают, что на суд пыталась пройти старица Феоктиста… Она юродствовала… Кричала: «Пустите меня поглядеть на этого нехорошего человека! Гоните его отсюда, гоните!» Все батюшки из той группы были приговорены к расстрелу, а отцу Митрофану дали ссылку — Феоктиста отмолила».
От почитаемого им святителя Иннокентия Иркутского протоиерей Митрофан Бучнев получил откровение о предстоящей сибирской ссылке. Внуки протоиерея Митрофана вспоминают: «Был суд: отказаться от убеждений или ссылка. О. Митрофан выбрал ссылку». По свидетельству А.В. Анисифоровой: «Когда батюшка собирался в ссылку, мы его спросили, на кого же он нас оставляет. Он ска¬зал: «На Феоктисту Михайловну и Максима Павловича».
Блаженной старице было дано провидеть духовными очами исповеднический путь молодого иеромонаха Серафима (Мякинина)- будущего старца схиигумена Митрофана. В священный сан отец Митрофан был рукоположен в Успенском Адмиралтейском храме Воронежа архиепископом Захарией (Лобовым), впоследствии священномучеником. Бывая в городе, он посещал богослужения в городских храмах, и однажды во время службы к нему подошла блаженная Феоктиста и, сильно ударив в плечо спросила: «Еще?» Потом сама же, чуть помедлив, ответила: «Довольно!» — и дала ему три сухаря. Батюшка рассудил, что это не спроста. Вернувшись в село Малые Ясырки, в котором служил, он рассказал об этом случае и о своих раздумьях матушке Арсении, работавшей при храме. В ту же ночь за батюшкой пришли. Это было в 1934 году. После чего последовала трехлетняя ссылка в карагандинский лагерь — в казахские степи.
Встреча с блаженной Феоктистой во многом определила дальнейший жизненный путь молодого врача Николая Овчинникова, жившего с нею по соседству. Он часто посещал блаженную, причем в беседах с ним она говорила: «Какой ты врач – ты поп». Через много лет Николай Овчинников действительно принял священный сан, а в конце жизни — великую схиму с именем Нектарий.
В последние годы матушка стала заметно слабеть. Ее мучили приступы сильного кашля, худенькая фигурка уменьшалась на глазах. Ходила она по–прежнему во всякую погоду, в дождь и мороз. Бывала у многих, многим помогала, многих утешала — и не имела постоянного пристанища. Зимой 1940г. матушка велела проводить ее к знакомым на Чижовку. Очевидно, ей было открыто о скорой кончине. Скончалась старица ночью с 5 на 6 марта 1940г. В гробу она лежала светлая, чудная, уснувшая вечным сном блаженных и праведных людей. Когда клали в гроб, я держала матушкины ножки и вспоминала ее слова: «Ты меня, мать, в гроб будешь класть с девчонкой» (т.е. с Ниной). День был солнечный. Матушкин гробик не поставили на санки, а так и несли на руках до самого кладбища на Придаче. Провожающих было много, всем хотелось нести гроб. Нина и еще кто-то из подростков несли крышку гроба на голове. Нина мне потом говорила: «Я теперь поумнею: матушкину крышку несла». Встречные останавливались и спрашивали, не молодую ли девушку хоронят».
При жизни матушка говорила: «Пойду домойки», — хотя у нее нигде не было своего крова, а теперь она действительно ушла к себе домой.
Хоронили ее в субботу, 9 марта 1940 г. на Придаче, в ясный, солнечный день, а в 1961 г. останки блаженной старицы были перенесены на новое Левобережное кладбище («Баки»). Службу при перезахоронении совершал прот. Николай Овчинников, которому блаженная некогда предрекла священство.
16 сентября 2009г. в ожидании прославления воронежской подвижницы в лике святых ее честные останки перенесены на кладбище Алексиево-Акатова монастыря.
Более полувека назад один почитатель воронежской подвижницы, узнавшей о ней из краткого жизнеописания, стал молиться блаженной и по вдохновению изобразил ее такой, какой она предстала ему. А через двадцать лет он увидел ее фотографию и поразился сходству с образом, представшим ему в молитвенном озарении.
И ныне блаженная Феоктиста приходит к нам зримым и незримым образом, подает помощь в душевных и телесных нуждах.

(6782)