Иконы

О главной святыне Алексеево-Акатова монастыря до его закрытия — чудотворной иконе Божией Матери «Троеручица» — известно, что она была привезена в Воронеж архимандритом Никанором из Ново-Иерусалимского монастыря.

Икона эта, как свидетельствуют видевшие ее и подтверждает дошедшая до нас цветная литография, была прекрасного строгого письма и хорошо сохранившейся. В храме она стояла за левым клиросом в резном позолоченном киоте, увенчанном короной в память коронования государя императора Николая II.

По молитвам перед этой иконой происходили исцеления. И как знак благодарности исцеленных, к образу было сделано много серебряных подвесок в виде частей человеческого тела в подражание преподобному Иоанну Дамаскину, с именем которого связана история древней иконы «Троеручица». К сожалению, записи исцелений в монастыре не велось.

Каждое воскресенье пред иконой совершалось акафистное пение, для чего образ выносился на середину храма и полагался на аналое. А для служения пред нею молебнов на дому по просьбе прихожан был изготовлен особый переносной позлащенный киот. После закрытия и разорения монастыря эта святыня была изъята. Её дальнейшая судьба до сих пор не известна.

В годы гонений были изъяты и все принадлежавшие монастырю иконы. Имеются сведения, что большая часть их оказалась в запасниках музея и, не вывезенные заранее, они были сожжены во время оккупации города немецкими войсками в 1943 г.

После открытия в 1990 г. Алексеево-Акатова женского монастыря в возрожденную обитель были переданы иконы из других храмов и от частных владельцев. История большинства из неизвестна. С некоторыми связаны благодатные явления.

Главной святыней возрожденной обители стала инока Божией Матери «Живоносный источник», переданная из Покровского кафедрального собора в 1991 г.

Иконография образа восходит к V веку. Церковное предание связывает его с именем византийского императора Льва Маркелла (457-473). Старинное сказание повествует о том, как еще будучи простым воином, он сподобился явления Пресвятой Девы. Однажды в роще в окрестностях Константинополя он встретил слепца, сбившегося с пути. Лев вывел его на дорогу и, зная, что поблизости был источник, стал искать его, чтобы утолить жажду утомленного путника. Но поиски его были тщетны: источник к тому времени зарос кустарником, а воду затянуло тиной. Тогда Лев услышал таинственный голос. Сама Владычица указала ему место источника, повелев напоить слепца, а илом помазать ему глаза. Когда все было исполнено, слепой прозрел. Кроме того, Пресвятая Богородица, предуказав Льву будущее возведение на императорский престол, повелела расчистить источник и построить над ним храм, где все приходящие с верою будут получать исполнение прошений и исцеление душевных и телесных недугов. Впоследствии и храм, и образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках под куполом храма получили именование «Живоносный Источник»[i] .

В России было известно много чтимых икон «Живоносный источник». Основная их особенность – изображение Пресвятой Богородицы, исходящей из чаши, преисполненной живительной воды, что иногда истолковывают как прообраз купели Крещения.

 Чтимая икона «Живоносный Источник» была и в Алексеевском мужском монастыре. Стояла она за правы клиросом верхнего храма в таком же киоте, что и «Троеручица». Потому в некоторых печатных изданиях высказывалось предположение, что в обитель вернулась прежде принадлежавшая ей святыня, но это мнение оказалось ошибочным: нынешняя икона афонского письма 1-й половины XIX века отличается по иконографии от прежней, более ранней, по написанию, и никогда не закрывалась ризой. Известно, что икона, находившаяся в Алексеевском монастыре, изображение Божией Матери было меньших размеров и занимало не все пространство иконы, а только центральную часть. На чеканной ризе были помещены изображения Господа Саваофа и по сторонам предстоящих апостола Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя, свт. Алексия, свт. Николая, а также вправлены частицы мощей апостола Тита, равноапостольного царя Константина Великого, свт. Иоанна Златоуста, прп. Пимена Великого, прп. Михаила Малеина, прп. Саввы Освященного, прп. Стефана Печерского. Риза, «устроенная» в 1820 приснопоминаемым архимандритом Мефодием впоследствии поновлялась, дополнилась новыми святынями (так, вероятно, после прославления Митрофана в ней появилась частица мощей Воронежского угодника). живопись на иконе, как отмечает составитель описания, уже в XIX веке была неясной, частично облупившейся, но любовь воронежцев к своей святыне, благоговейное почитание е очевидны – о том явно свидетельствует богатство её убранства. В 1845 г. к ней была сделана новая сребропозлаченная риза, украшенная бриллиантами и стразами[ii].

Прежняя оказалась утраченной, но именно через образ одноименной утраченной святыне Божия Матерь даровала сестрам и прихожанам обители радость ощутить Свою произливающуюся благодать, преподала Свое благословение на возрождение монашеской жизни на этом месте, прежде освященном, а потом на несколько десятилетий преданного поруганию.

Икона эта написана на Святой Горе Афон в первой половине XIX века. Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках изображена как бы исходящей из источника воды, имеющего вид купели или большой чаши. С иконы Пресвятая Дева смотрит на нас с дивным выражением кротости и неземной любви, взгляд Богомладенца мудр и не по-детски серьезен. Окружающее их золотое сияние и облако, закрывающее край чаши, создают впечатление отверстых небес. 4 октября 1992 года, накануне престольного праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, образ начал мироточитъ. С тех пор это чудо Божие повторялось многократно.

[i] Более подробно о чудесном источнике и храме, выстроенным над ним, который не раз за свою историю разрушался и вновь восстанавливался, о чудесах от живительной воды см. в книге Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о ея милостях роду человеческому / [Предисл. Е. Поселянина]. — [Репринт. изд.]. — Коломна : Свято-Троиц. Ново-Голутвин жен. монастырь, Б. г. (1994). — 799,[1] с. : ил.;

[ii] Описание приводится по изданию Поликарпов Н.И. Воронежский Алексеевский монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица» // Воронежская старина. 1909 г., выпуск 8

(645)