Покаяние – чудо преображения человеческой души

Таинство Покаяния – действительно постоянный спутник нашей жизни и, можно сказать, что если бы это таинство было от нас отнято хотя бы на один день, то не спаслась бы никакая душа.

 

Дары Крещения, Божественный дар Святого Духа, получаемый в Таинстве Миропомазания, мы скоро расточаем, отгоняем от себя Божественную благодать, хотя эта благодать всё-таки остаётся в нашей душе, в глубине её, но она там находится под спудом множества наших грехов. И вот, когда мы совершенно отходим от этих Божественных даров благодати, когда мы впадаем во многие тяжкие грехи, когда душа наша изнемогает, и мы чувствуем себя совершенно бессильными в борьбе с тёмными силами, – тогда-то приходит к нам на помощь Таинство Покаяния, которое всегда внушает нашей душе надежду и проливает свет на нашу жизнь.

Это таинство, как говорят святые отцы, – посох христианина. Каждому оно нужно, и вся Церковь живёт этим таинством. Вся Церковь есть Церковь кающихся, есть Церковь погибающих, которые спасаются только Таинством Покаяния.

 

Что же это такое за Таинство? Что значит слово «покаяние»?

Если мы возьмём это слово в греческом языке, то увидим, что это означает «передумать», «пересмотреть». То есть передумать, пересмотреть всю свою жизнь, как бы переоценить все ценности в своей душе.

 

Покаяние – это не есть простое размышление о своей жизни.

Покаяние – это чудо, это преображение человеческой души от соприкосновения со Христом.

 

Истинное покаяние – это буря благодатная, которая посещает душу и преображает всё в человеке. Для того, чтобы эта буря пришла, чтобы Таинство Покаяния совершилось в полноте в человеческом сердце, нужно, братья и сестры, много условий. И первое – это живая любовь ко Христу, живое сознание того, что человек теряет, когда он от Христа уходит, когда он отходит от Божественной благодатной жизни. Нужна тоска о Христе. Не та тоска, не то мрачное разочарование, которое мы так часто переживаем, нет, нужна тоска, которая совсем не похожа на эту мрачную, холодную безнадёжность. Тоска о Христе – это мучительное желание Божественной близости, мучительное желание, чтобы объятия Отчие снова раскрылись, чтобы Отец наш Небесный принял нас в лоно Своей жизни.

Таинство Покаяния
Первая исповедь. Фаттахов Марат

 

Второе условие – это отвращение, которое человек должен питать ко греху. Мы живём во грехе, мы так привыкли ко греху, что даже не чувствуем брезгливости по отношению к той нечистоте, в которой все мы живём, в которой каждый миг оскверняемся.

 

Покаяться – это значит ощутить гниение, ужас греха, и ощутить к нему живое отвращение. В душе нашей должно родиться живое отвращение ко греху и живое устремление ко Христу, живая тоска о Господе, Который пришёл, чтобы быть с нами бесконечно близко, чтобы соединиться с нами неслучайным соединением.

 

Если мы посмотрим не только на нашу жизнь, но даже на те правила, которыми мы руководствуемся в отношении обыденной жизни, то увидим, что эти правила, эта средняя мораль среднего человека не имеет ничего общего или, во всяком случае, очень мало общего с огненной проповедью Евангелия.

 

Евангелие – это огненная книга, это – меч, который пришёл принести на землю Господь, по Своим собственным словам. Действительно, Евангелие ставит перед жизнью человеческой великие требования. Оно говорит человеку, что он должен дать каждому просящему; оно говорит, что человек должен не противиться злу, должен прощать всякого, обидевшего его. Оно говорит, что человек не должен заботиться о завтрашнем дне; что он должен от всего отречься, возненавидеть отца и мать своих, свою жену и детей, самую жизнь свою; должен от всего отречься и идти за Господом на крест.

 

Вот, что говорит Евангелие, и эти слова мы никогда не принимаем всерьёз. Эти страшные, призывные слова мы давно постарались ослабить в их силе, давно евангельский меч перестал рассекать нашу жизнь, давно Евангелие перестало действовать на глубину нашего сердца. Мы когда-то давно решили, что Евангельские заветы невыполнимы.

 

Братья и сестры, когда мы будим свою совесть, то будем судить её перед лицем чистой Божественной Евангельской истины. Поставим перед собой Евангелие и не убоимся спросить свою совесть перед лицем Господа – исполняем ли мы Его заповеди, не нарушаем ли мы Его заветов.

 

Возьмите, хотя бы слова из беседы о Страшном Суде, где Он говорит, что каждый, кто сделает что-нибудь для меньшего брата, тот сделает это для Него. Возьмите эти слова и перед лицем их проверьте вашу жизнь, проверьте, сколько вы в течение этих дней отдали сил на служение ближним своим, на служение Христу в лице Его младших братьев, а сколько сил потратили вы на ваши земные вожделения, – и тогда вы увидите, что эти слова Христовы далеко не осуществляются нами.

 

Далее, мы должны думать о том, чтобы наше покаяние было не только ревностным и огненным, но и глубоким. Мы часто обращаем внимание только на внешние наши дела, и если всё во внешних делах благополучно, то мы считаем, что всё вообще благополучно. Между тем, наша душа гораздо глубже той поверхности, о которой мы обычно говорим. Наша душа, наше сердце – это бездна и в этой бездне кроются великие тайны.

 

Покаяться – это значит заглянуть в себя глубоко, в самые тайники своего сердца. Мы живём только поверхностью нашего существа, между тем, чем больше человек углубляется в себя, тем больше он видит, как много в его душе таинственных глубин, которые нуждаются в просветлении. Поэтому, если вы обратитесь к святым, то увидите, что они каялись не только в делах, но больше всего в своих помыслах, они наблюдали за каждым движением своей души и сердца и каялись в этих движениях.

 

Будем помнить о том, что Сам Господь Иисус Христос внимает нашей исповеди, не будем забывать, что Сам Господь стоит здесь, ощутим хотя бы на мгновение, что Сам Христос принимает нашу исповедь. Какое же мы будем иметь оправдание на Страшном Суде, если перед лицем Господа мы не принесли совершенного покаяния, совершенного раскаяния.

Да пошлёт же нам в этом помощь Господь наш Спаситель молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых. Аминь.

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий

«Благовестник» №26, 2016г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 4»

(111)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *