Днесь благоволения Божия предображение

4 декабря Святая Церковь празднует Введение Пресвятой Владычицы нашей Богороди­цы и Приснодевы Марии во храм Господень. «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание..

эти слова праздничного тропаря раскрывают значение священного события, которому мы сегодня духовно сопричащаемся, события, предвосхищающего пришествие в мир Спасителя. Именно с этого дня в Богослужении начинают звучать рождественские песнопения: ирмосы «Христос раждается, славите!…».

 

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрение Зиждителева исполнение. – тропарь праздника

 

При воспоминании о священном событии, которое Святая Церковь торжествует ныне празднственно, все существо наше должно проникнуться радостью и трепетом. Ибо что воспоминаем и празднуем мы ныне? Введение во храм Божий трехлетней Отроковицы, Преблагословенной Девы Марии, чтобы Ей во Святая Святых воспитаться Господу, то есть приготовиться в жилище Божие. Сам Господь хочет вступить через юную предочищенную Духом Отроковицу в теснейший союз с человеками и излить на них Свои безмерно великие блага, превышающие всякое разумение, именно: нищету духовную обогатить Божеством, наготу нашу приодеть, безобразное сделать благолепным, нечистое очистить, омраченное просветить, тленное обновить, немощное сделать сильным.

 

Но с радостью невольно соединяется трепет. Ибо безначальный, великий, неприступный и страшный для самых Ангелов Бог вступает в теснейшее общение с немощным человеческим естеством. Святейший с грешными, хотя и очищаемыми покаянием. Итак, встретим Господа, грядущего на соединение с нашим бренным естеством, встретим с радостью и трепетом: с радостью по причине величия благодеяний божиих, с трепетом по причине наших грехов…

 

Икона Введения во храм Матери Божией представляет трехлетнюю Святую Отроковицу, входящую по ступеням храма. Это прежде всего должно внушать нам желание водить детей чаще в храм Божий, с малых лет приучать их к молитве и слушанию Священного Писания, чтобы и они росли в благочестии и все выше и выше поднимались по ступеням добрых дел и благочестивых помышлений. Но нынешний праздник учит и нас всех глубоко уважать храм Божий и любить пребывание в нем в молитве, славословии и благодарении.

 

Храм есть земное Небо: в нем престол Божий, на котором невидимо восседает Царь славы и принимает наше поклонение, наши молитвы, слезы, воздыхания, жертвы, хвалы и благодарения; в храме заключаются высочайшие, духовные, вечные интересы наши; от него исходит очищение, освящение и обновление наших душ и телес. Здесь непрестанно струится ключ воды живой: читается слово Божие и проповедуются отраднейшие истины, питающие и восхищающие ум и сердце. Здесь воспеваются сладкие, Небесные… песнопения. Здесь совершаются все спасительные, обновляющие нас Таинства…

 

Здесь мы обретаем утешение в скорбях, свет в недоумениях, силу в немощах. Здесь мы слышим о дивных подвигах святых угодников и друзей Божиих, наших молитвенников пред Богом и поучаемся подражать им по силе своей. Здесь, во храме, мы познаем суету и ничтожество всех земных благ и то, что одна добродетель никогда не умирает. Здесь, наконец, мы чувствуем себя членами единого духовного Тела Христовой Церкви и гражданами Небесными, мы предвкушаем блаженство Небесное. Как же после всего этого нам не любить храм – эту грань земли с Небом; это Небесное училище, где мы воспитываемся для Неба, для Бога; эту врачебницу, где врачуются наши душевные недуги, грехи и страсти; этот источник живых вод, где струится чистейший ключ жизни!

 

Храм Божий освящен в жилище Божие и место совершения пренебесных Таин и богослужения для того, чтобы мы Сами устраивали из себя, из своих сердец храм Божий нерукотворенный, ибо, по слову Писания, христианин есть храм Божий: Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3: 16). Вы – церкви Бога Живаго, – говорит оно же, как написано: Вселюсь в них, и буду ходить в них, и буду им Богом, а они будут Моими сынами и дщерями (2 Кор. 6: 16).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Благовестник» № 33, 2006 г.

Из книги: «Монастырский благовестник». Том 1

(69)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *