Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

В первую Неделю Великого поста Святая Церковь празднует Торжество Православия, торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.

В нашей обители в этот знаменательный день прошли воскресные Богослужениями, за которыми читалось Евангельское чтение о призвании первых учеников (Ин. 1:43–51, зач. 5).

 

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

 

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

 

Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Ин. 1:43–51, зач. 5)

 

По окончании поздней Божественной Литургии в монастыре прошел Чин Торжества Православия.

Этот чин, установленный в IX веке, представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов, читается Символ Веры. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев.

 

Церковь напоминает нам о завершении полутора столетий иконоборчества — жестоких гонений на верующих за почитание икон. Многие сотни христиан отдали свободу и даже жизнь ради утверждение права изображать Христа, Богородицу и святых, а также молиться перед их образами.

 

Неделя православия

Братья и сестры, непобедимая сила Христова, сила Православия в любви. «Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного послал» на землю. К нам сошедший Мессия Христос, сокрушивши «отца лжи», проложил человеку путь к обновлению человечества. Он сокрушил «человекоубийцу искони» Крестом, и всех, кто желает освободиться от власти диавола – говорит архиеп. Иоанн Шанхайский. Господь объединил в одну Семью, в одну Дружину воинов Христовых – по вселенной рассеянных создав для них Крепость – Церковь Свою. Сам Христос стоит во главе этой Крепости, Сам Он невидимо возглавляет всемирную Дружину воинов Своих, поставляя над ними начальников, увенчивая победителей венцами нетления. На твердом, непоколебимом Камне Веры основал Христос эту Крепость духовную, оградил Ее Своими законами и уставами, дал указания для битвы, вручил Своему воинству оружия – из коих главное: любовь, всех со Христом во едино существо связующая.

Жизнь мира – это непрестанное состояние войны. Во все века идет напряженная борьба и эта борьба будет продолжаться, пока не появится на облаках Христос-Победитель, и не поразит обольстителя и всех обольстившихся им. Окончательно победит в этой борьбе Церковь Христова. Не раз силы сатанинские обрушивались грозно на Церковь и, казалось, вот-вот низринут Ее, но силою Божией вновь из пепла поднималась эта Твердыня Божия и снова торжествовала свою победу.

 

Подвергалась Церковь Христова ужасным гонениям в первые три столетия, подвергается – во всем мире – и сейчас. «Если бы у меня были сотни уст и железная грудь», – пишет современник гонений первых веков, – «то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, которые претерпевали верующие». К концу 3го века были запрещены богослужебные собрания верующих, был издан приказ: отнимать у христиан и сжигать все списки св. Писания, было приказано всех лиц духовного звания заключать в тюрьмы, как политических преступников, было приказано всех, кто обнаружен в принадлежности к христианству, заключать в тюрьмы, требовать от них принесены жертв идолам, в случае же отказа – подвергать жестоким пыткам, и был определен срок для полного уничтожены христианства.

 

В 20м веке мы своими глазами видим, как некогда бывшее повторяется в более широких масштабах и с большей жестокостью и продуманностью. Кто вдохновители сего? Те же, что и в первых веках – это сатанисты всех мастей. Нас не оставит уверенность в том, что и ныне Божия Твердыня снова восторжествует свою победу, ибо любовь Божия непобедима.

 

Сегодня, в «Неделю Православия» Церковь прославляет тех, кто увенчан на поле брани славою, и оглашает имена изменников, предателей Истины, обращаясь к нам: «остерегайтесь их; они были среди нас, но они ушли от нас, и ныне они не Христовы». Мы молимся, чтобы отпавшие вернулись к вере истинной, ко Христу в Церковь Его. И верим, что те, кто ушел «на страну далече» по неразумению или заблуждению, кто не ожесточил окончательно сердце свое, вернутся в покинутую Крепость Христову.

 

Зовет нас ныне Христос; зовет к подражанию подвижникам, увенчанным венцами славы. «Стяжи внутрь мир Свыше, в себя войди, укрепи Царство Божие внутри себя» – в этом задача христианина, братия, в современной обстановке, – в этом та сила Христовых воинов, о которую разбиваются все вражие на нас нападения. Аминь.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

 

 

 

(43)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *