«Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует….», — о празднике Обрезания Господня

14 января Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).

Обрезание Господне

«Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание – первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону… Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».

Митрополит Вениамин (Федченков)

 

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

 

Обрезание Господне

По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

 

В обрезании Господь явил большее смирение, нежели в Рождестве Своем; в Рождестве Он принял образ человека, а в обрезании – образ грешника».

Святитель Димитрий Ростовский.

 

Слово на Новый год

Празднуем мы в сей день, во-первых, обрезание по плоти Спаса нашего Иисуса Христа, которое Сам древле через верного Своим раба Авраама узаконил в пользу людей своих; второе, совершаем память и великаго вселенной светила, Василия Великаго; третье, начинаем новый год… Не не знаю и я, возлюбленный слушателю, не не знаю, что три вышереченных обстоятельства нам представляют светел праздник, не премину и я счастью твоему сорадоваться, а с новым годом и счастьем новым поздравить. Но как рассудим силу слова сего: Покайтеся (Мф. 3:2), так оно очень дню сему сходно нам покажется. Помыслим, как кто новый год начинает, и тогда подлинно увидим истину…

 

Редко бывает, чтобы человек и душою и телом был счастлив. Ибо мiр как любителей своих жалует, упокоевает, прославляет, так тех, кои ему не сообразуются, злобой его и прелестями его гнушаются, ненавидит, беспокоит, гонит: И вси, – глаголет Павел апостол, – хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3:12). И ежели кто в душевном и телесном счастье прошедший препроводил год, и новый в том же счастии начинает: о, сколь благополучен он! Сколь благополучно год проводил! Сколь благополучно и новый начинает! Сорадуюсь и я толикому его благополучию, хотя и сам того не имею. Потому с благополучным окончанием прошедшего и начатием нового года поздравляю, и желаю ему в том Божием благословении, и даже в большем, день ото дня, год от года во славу Божию процветать…

 

Обрезание Господне

А ежели кто в злополучии телесном, да в благополучии душевном прошедший год прожил, и так новый год начинает, то и его благополучию сорадуюсь я, поздравляю и его тем счастьем, объявляю и ему свое усердие, чтоб он и телом благополучен был, когда обоих, и тела и души, благополучие поместиться может. А если не может, как и подлинно редко бывает, то я того же одного только и впредь ему благополучия желаю, которое доселе имел, да еще и умножить данный ему сей терпения талант…

 

Ежели кто телом счастливо, а душою бедственно прошлый прожил год, и так начинает новый: то сколь бедственно начинает! Что пользы от телесного счастья, которое, как цвет, скоро увядает, что пользы столь маловременным, а лучше сказать, мнимым счастьем красоваться, а душевного, истинного, постоянного, никогда не отъемлемого не иметь? Но кто и так несчастливо проводил, я и того поздравляю с окончанием прошедшего года. Я и тому сорадуюсь в том, что ему Бог, всех обращения, покаяния и исправления ожидающий, до сего времени дожить потерпел. Да и совет даю ему, чтобы он со всем усердием Божие благоутробие благодарил, что не судил ему по делам его. Таковым, так несчастливым, средство счастья как немощным, врачевство покаяния предлагаю: Покайтеся!

Грешникам, новый год начинающим, прилично слово: Покайтеся! Празднуя Господне по плоти обрезание, обрежьте сердца ваша от похотей лукавых, отсеките страсти бесчестия. А совершая память великого учителя, который и словом, и делом приводил всех к покаянию, послушайте его учения: покайтеся, а новый год начинающе, новое начните житие: Покайтеся!..

 

Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор. 6:2), – апостол глаголет. Измыйтеся, и чисти будете, – вопиет Исаия-пророк. – Отъимите лукавствия от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся доброе творити (Ис. 1:16): покайтеся. Приближитеся Богу, увещавает вас Иаков-апостол, – и приближится вам: очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша двоедушнии, постраждите, и слезите, и плачитеся. Смиритеся пред Господем, и вознесет вы (Иак. 4:8-10)По Христе молим, – тако молит нас, о бедные грешники, вселенной учитель святой Павел, – по Xристе молим, примиритеся с Богом (2 Кор. 5:20). В сем деле будьте мудры яко змия, которая, когда состарится, проходит сквозь тесное место, и так старую свою с себя слагает кожу. Тако и вы, отбросив грехолюбивое и пространное житие, вводящее в пагубу, и избрав тесный путь, который один только вводит в живот вечный (См. Мф. 7:13)совлеките в себя ветхого человека с деяньми его, и облекитесь в новаго, обновляемаго в разум по образу создавшаго его (Кол. 3:9).

Обрезание Господне

А когда так начнете новый год, о сколь благополучно начнете! А еще и того лучше, когда, так начав, и скончаете! Ибо не всяк кто начинает хорошо, хорошо и кончает. Я вам и себе как этот, и если Бог изволит, и прочие следующие годы так начать и прочее жития время в сей душеполезной новости препроводить, так христианскую кончину получить желаю.

Святитель Тихон Задонский (1765 год)

(71)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *