Благословение преподобного Серафима

15 января – православные христиане отмечают преставление  и второе обретение мощей великого подвижника преподобного Серафима Саровского – одного из наиболее почитаемых и горячо любимых святых как в России, так и во всем мире. Бережно собранные поучения его содержат великую мудрость Православия, вбирают в себя опыт духовной жизни Святых отцов древности и самого батюшки.

Благословение преподобного Серафима

Благословение преподобного Серафима

Преподобный Серафим Саровский особенно благоговейное уважение питал к преосвященному Антонию и  называл его не иначе, как великим архиереем Божиим и своим старшим братом. Никогда не встречаясь в земной жизни, они общались друг с другом в духе. Сам святитель Антоний отзывался о преподобном Серафиме как о великом всемирном молитвеннике, стяжавшем дар прозорливости. «Еще ничего не было известно, – говорил Антоний, – о нетленности мощей святителя митрофана, как приносят мне из Сарова поклон и записку от отца Серафима, в которой он меня поздравлял с великой милостью Божией – явлением нового угодника Божия и чудотворца».

 

Благословение преподобного СерафимаВ момент преставления преподобного святитель Антоний увидел душу его восходящей в сиянии ко Господу и тотчас сообщил об этом окружающим.

Интересные воспоминания о преподобном Серафиме и владыке Антонии оставил Н. А. Мотовилов.

Ранним утром 2 января 1833 года, в день праведной кончины преподобного, Мотовилов не вышел, а вбежал к Антонию в его внутренние покои. Святитель не дал ему слово выговорить и встретил такими словами:

 

–Сегодня ночью около двух часов я видел старца, похожего на Вассиана. Старец этот пришел ко мне в великой славе, но лицо его было скорбно, и слезы текли по его ланитам. «О чем ты, великий старец, так горько плачешь? – спросил я его. –В такой ты славе! Тебе бы только радоваться, а ты плачешь!» – «Не о себе плачу я, душа моя наслаждается радостью невыразимой, но есть у тебя здесь одна помещица, ее то я оставил сегодня, о ней-то так скорбит и плачет душа моя!»

– Владыко! Вы мне не говорите, вы жалеете меня: не Вассиан к вам являлся сегодня ночью – это Серафим был у вас! Это он, это душа его являлась к вам сегодня: помещица – это душа моя грешная, о ней плачет мой батюшка, отходя ко Господу. Скажите, владыка, умер Серафим?

– Да, – отвечал святитель. – Батюшка Серафим сегодня ночью умер. Его уже теперь не застанете!

–Ах, владыко, владыко! Зачем же вы меня удерживали, когда я так хотел туда ехать?

–Вы бы его все равно не застали в живых: в три дня не доедешь от Воронежа до Сарова. Смиритесь – Богу так угодно!

 

В тот же день высокопреосвященный соборно отслужил по почившему панихиду, а 4 января Мотовилов выехал из Воронежа и 11-го прибыл в Саровскую пустынь, через два дня после погребения отца Серафима.

Из книги «Стяжавшие дух Христов»

 

Благословение преподобного Серафима

О мире душевном (Из поучений преподобного Серафима Саровского)

Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа его бессмертна; потому и попечение наше должно относиться более к душе, нежели к телу: кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? (Мк. 8:36

Надобно так себя приобучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь должно управлять жизнью своею.

Ничего лучше нет мира во Христе, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф.6:12).

Благословение преподобного Серафима

Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды – Христа? Тогда воистину радуется он радостью Ангельскою. О сем-то и Апостол сказал: Наше житие на Небесех есть (Флп. 3:2).

Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума… Всеми мерами надобно стараться, чтобы сохранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других. Для сего нужно всячески удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений… Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то по крайней мере надобно стараться удерживать язык, по Псаломнику: смятохся и не глаголах (Пс. 76:5) … Дабы сохранить душевный мир, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный, по слову Сираха: многи бо печаль уби, и несть пользы в ней (Сир. 30:25) … Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный:если в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления.

Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится.

Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словом любви.

 

Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслию чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною.

Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума.

«Благовестник» №38, 2007 г.; №1, 2012 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том.1»

 

 

(142)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *