Крестопоклонная неделя

Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В нашей обители были совершены торжественные Богослужения.

Крестопоклонная неделя

Накануне вечером, в Алексеевском храме монастыря было отслужено Всенощное Бдение.

На великом славословии в центр храма был торжественно вынесен Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой.

                     

После этого священники и прихожане храма совершили перед крестом три поклона.

При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» и совершается помазание Святым Елеем.

Утром были совершены две Божественные Литургии святителя Василия Великого, за которыми было прочитано евангельское зачало от Марка:

 

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

 

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

 

И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».  (Мк. 8:34 — 9:1, зач. 37).

В этом евангельском чтении излагается учение Христово о самоотвержении и кресте Его последователей, излагается путь уподобления Богу:

 

По словам святителя Иннокентия Московского, первая обязанность христианина – отвергнуться себя – означает оставить свои худые привычки; исторгнуть из сердца всё, что привязывает нас к миру; не питать в себе худых желаний и помыслов, но все делать из любви к Богу. Отвергнуться себя, по слову Апостола Павла, — быть мертвым для грехов и мира, но живым для Бога. 

 

Вторая обязанность идущего за Иисусом Христом – взять крест свой. Господь никого не принуждает брать крест, но «кто хочет». По мысли святителя Феофана Затворника, есть три вида крестов: «первый вид — кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед и вообще из горькой участи земного пребывания; второй — кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстьми и похотьми ради добродетели; третий — кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностью в волю Божию».

 

Крест дается каждому свой, по силам, который человек может нести. А что же значит свой крест? Это значит, по мысли архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь. (Дал обеты монашества — не ищи женитьбы, связан семьей — не стремись к свободе от детей и супруги)». Свой крест — это значит довольствоваться тем, что по силам, не брать на себя больше, чем можешь понести.

 

И, наконец, третья обязанность – следовать Христу – означает жить по заповедям Его, начертанным в Евангелии. И согласно им распинать на кресте своем все противное Богу. Мы все ищем свой путь ко спасению, но лишь немногие из нас знают, что начало и конец этого пути – Крест Христов. «Без креста нет спасения для души, нет надежды на жизнь блаженную. В кресте спасение, в кресте жизнь, в кресте защита от грехов; крест – источник вечной сладости, сила разума; в кресте веселие духовное, в кресте полнота добродетелей, в кресте совершенство святости» (свт.Иоанн Тобольский (Максимович)

 

Нужно постараться найти свой крест, взять его и нести. Как пишет святитель Феофан Затворник: «…осмотрись около себя и в себе, усмотри крест свой, понеси его, как следует, соединенно со Крестом Христовым, — и будешь спасен».

(159)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *