О, род неверный! доколе буду с вами?

В воскресный день, 3 апреля, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, в Алексеево-Акатовом монастыре были совершены две Божественные Литургии свт. Василия Великого.

На Богослужениях были прочитаны два евангельских чтения: воскресное (Мк. 9:17-31,зач. 40) – об исцелении бесноватого отрока, одержимого духом глухим и немым, и преподобному (Мф. 4:25 — 5:12, зач. 10):

 

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему.

 

Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

 

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

 

И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. (Мк. 9:17-31,зач. 40)

 

По окончании поздней Божественной Литургии с проповедью на тему сегодняшнего евангелия к прихожанам обратился иерей Михаил Пикулин:

 

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Страшные слова произнёс сегодня Господь, обращаясь к ученикам, которые не смогли исцелить беснующегося отрока: “О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?” (Мк.9.19) Эти слова приводят в своих благовествованиях три евангелиста – Матфей, Марк и Лука, при этом у Матфея Господь говорит ещё более резко: “О род неверный и развращённый…” Странно слышать такое обвинение, адресованное самым близким ученикам, самым верным друзьям, тем, о которых позже апостол Павел скажет, что их весь мир не был достоин… Если Христос так упрекает апостолов, то чего же ждать нам с вами? На что нам надеяться? Ведь если три евангелиста, не сговариваясь, донесли до нас этот горький упрёк Господа, то, уж конечно, неспроста, неслучайно. Что-то они хотели нам сказать, от чего-то предостеречь.

   

В современном русском языке слово “разврат” имеет очень конкретное, узкое значение, относящееся, скорее, к нарушению морали, нравственного, целомудренного поведения. Не так было в прошлые времена. На церковно-славянском языке это слово обозначает учение, противное истине, ересь. Если принять во внимание такое значение слова “разврат”, то получается, что Господь Иисус Христос обвиняет Своих учеников в отступлении от полноты истины, в которую они посвящены, по сути – обвиняет их в ереси. Само слово “ересь” греческое и восходит к глаголу, который переводится на русский язык приблизительно как “избирать” или, может быть, “выделять”. Таким образом, “развращённый” – это такой, который уклонился в ересь, то есть отделился от полноты, замкнулся в своём выборе, выделился из чего-то целого. Когда Христос называет Своих учеников “развращёнными”, Он, стало быть, упрекает их в том, что они отделились от полноты первой христианской общины, начав действовать как частные, индивидуальные лица, забывшие о том, что только в единстве друг с другом и в совместном единстве со своим Божественным Учителем они являются силой, способной изменить мир. Вот почему бесноватый отрок не был исцелён ими: они пытались сотворить чудо во имя своё, а не во имя Божие!

     

Каким же образом этот горестный упрёк относится к нам с вами? Ведь в нашем понимании быть еретиком – значит отпасть от Церкви, стать сектантом, удалиться в раскол. Каждому из нас, такой упрёк показался бы обидным и несправедливым. Мы все вместе и каждый из нас в отдельности являемся членами Матери-Церкви Православной и, кажется, вовсе не помышляем о том, чтобы стать раскольниками, сектантами, католиками и Бог знает кем ещё. Дело, однако, в том, что ересь, как любой другой грех, не сразу начинается с сокрушительного падения. Как всякий грех, ересь начинается с прилога, помысла, может быть, ничтожного, незаметного отступления, которое поначалу даже не осознаётся как отступничество или предательство.

    

Выбор, отделение, ересь, то есть разврат, начинаются не тогда, когда человек предаёт свою Церковь, изменяет вере отцов. Предательство начинается не тогда, когда новоявленный иуда изменяет своему учителю. Всё это – результат, итог длительного процесса, который, как и в прочих случаях, имеет своим началом совершенно невинный на первый взгляд помысл. В нашем случае это помысл о своей избранности, исключительности, отдельности.

Ересь начинается там и тогда, когда человек забывает о том, что он – часть целого, что он – живая часть живого организма, имя которому Церковь. Стоит только забыть ему о том, что он – часть живого организма, и жизнь покидает его. Потому что организм, тело может жить только тогда, когда каждый орган, каждая его часть живёт для всего организма. Если какой-нибудь орган забудет об этом, изолируется от всех остальных и будет помышлять только о себе, расти и распухать в непомерной гордыне, тогда неизбежно весь организм ожидает гибель, потому что жизнь – это согласное взаимодействие органов, а распухание, безумное увеличение одного из них на медицинском языке называется коротким и страшным словом “рак”. Аминь».

(88)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *