Крест Христов, крест свой и крест чужой

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды крестной смерти Спасителя.

 

Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти.

 

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!

 

И призвав народы со ученики своими, рече им:

иже хощет по Мне ити, да отвержется себе,

и возмет крест свой, и по Мне грядет.

(Мк. 8. 34).

 

Ты приближаешься к высокому и таинственному воспоминанию крестной смерти Христовой, чтобы потом войти в радость Воскресения Христова. Остановись и подумай, достоин ли ты сего приближения, готов ли к сему созерцанию, довольно ли у тебя для сего веры, благоговения, любви, разумения. Посмотри как бы еще несколько издалеча, как бы приготовительно на великое зрелище Христа Крестоносца, Христа распинаемаго, Христа умирающаго и погребаемаго и поучись, как приступить ближе и не быть отринутым, как прикоснуться к жизнеточащим язвам Господним и не быть осужденным… Только последователи Христовы неосужденно и спасительно приближаются и прикасаются ко Христу, а последователь Его должен отвергнуться себя, взять крест свой, и по Нем идти…

 

Вспомним, что если мы не по имени только христиане, но или являемся, или хотя бы желаем быть истинными последователями Иисуса Христа, то имеем и свой крест, по Его заповеди: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16:24; Лк. 9:23). 

 

Да принесет ныне каждый из нас малый крест свой и приложит к великому Кресту Христову, чтобы видеть, сообразен ли он своему прообразу, ибо мы должны ведать, что всякий крест, не подобный Кресту Христову, не вознесет нас от земли, но падет и с нами и разрушится под нами в дрова огню геенскому.

 

Итак, воззрим еще раз на Крест Господень. Вот любовь Отца Небесного распинает за нас Единородного Сына Своего – как сообразуется сему наша любовь? Совершаем ли мы дело Авраама –возношение на жертвенник любви Божией всего нами любимого без колебания, без остатка собственности, паче упования? Вот любовь Сына Божия сама предает себя на распятие не только Святейшей руке Отца Своего, но и рукам грешников – научила ли любовь и нас неограниченной сей преданности судьбам Божиим, с которою бы мы, как Исаак, всегда были готовы быть жертвою – для славы ли Божией, для очищения ли собственного, для блага ли ближних?

 

Вот любовь Божия, изливающаяся Духом Святым, наполняет высшее и низшее, объемлет время и вечность, чтобы и ожесточенное и омертвевшее враждою против Бога растворить в живоносную и блаженную любовь – умеет ли и наша любовь побеждать злое благим, благословлять проклинающих, молиться за распинающих и не знать ни одного врага во всем мире, хотя бы он не давал нам ни одного друга? Не умножим сих вопрошений. Здесь должна продолжать беседу совесть каждого, которая ныне или некогда, но непременно возвестит нам или горе, ожидающее врагов креста, или победу, мир и славу его любителей, по суду закланнаго на кресте Агнца Божия.

Святитель Филарет Московский

«Благовестник» №8, 2011г.; №36, 2010г.

 

 

О нашем крестоношении

 

Что значит взять крест, и взять крест именно свой? Это значит, что каждый христианин должен терпеливо переносить именно те оскорбления и те гонения от мира, которые его постигают, а не какие-либо другие.

 

Это значит, что каждый христианин должен с мужеством и постоянством бороться именно с теми страстями и с теми греховными помыслами, которые возникают в нем.

 

Это значит, что каждый христианин должен с покорностью, с преданностью воле Божией, с исповеданием правосудия и милосердия Божия, с благодарением Богу переносить те именно скорби и лишения, какие попустит ему Божественный Промысл, а не другие какие-либо, рисуемые и предлагаемые гордостным мечтанием.

 

Это значит довольствоваться именно теми телесными подвигами, которые соответственны нашим телесным силам… а отнюдь не стремиться, увлекаясь тщеславным усердием… к усиленному посту, к усиленному бдению и прочему безмерию в подвигах, разрушающему телесное здравие и направляющему дух к самомнению и самообольщению.

 

Все человечество трудится и страждет на земле, но как разнообразны эти страдания! Как разнообразны страсти, которые нас борют! Как разнообразны те скорби и искушения, которые посылает нам Бог для врачевания нашего, для очищения наших согрешений! Какое различие у человеков в самых телесных силах, в самом здравии! Точно, у каждого человека – крест свой. И этот-то крест свой заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим собою, с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним, тот только может разумно и правильно последовать Христу.

 

Что значит последовать Христу? Значит изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела. Значит заимствовать свой образ мыслей из Евангелия, настроить сердечные чувства по Евангелию и служить выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными… Вступивший в повиновение Богу, в повиновение, соединенное с полным самоотвержением, взял крест свой, признал и исповедал этот крест своим.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Благовестник» №36, 2010г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

(107)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *