День поминовения усопших воинов

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

 

Хотя в первую очередь мы молимся об упокоении тех, кто погиб в годы войны, однако в полной мере уместно вспоминать инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые пережили эти годы и скончались позднее.

Ветхозаветные корни поминовения погибших воинов видят в жертвоприношении, которое Иуда Маккавей принес за павших в битве израильтян (2Мак.12:39-45). Однако важнейшей библейской фразой, которая традиционно в православном богословии считается основанием православного почитания воинского подвига, являются слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13).

 

«Положить душу» — пожертвовать собой; Христос в качестве высшего проявления любви указывает готовность отдать свою жизнь ради друзей. Друзья – это круг избранных людей, которые связаны между собой «союзом любви»; любовь к другу – единственный вид любви, который связан исключительно со свободным выбором.

 

Вообще, есть 4 вида любви: любовь к родственникам, то есть чувство естественное; любовь супружеская,  основана на влечении, любовь — христианское чувство, которое мы испытываем ко всем ближним. Все эти три указанных типа любви не связаны в полной мере со свободой выбора; только дружба предполагает абсолютную независимость человека при выборе друзей. Потому в узком смысле Христос говорит о самопожертвовании ради друзей.

 

Сразу следует уточнить два важных аспекта. Во-первых, эта идея была совершенно новой для иудейского мировоззрения; известный учитель II века раввин Акива утверждал, что собственную жизнь следует ценить выше жизней других людей. Во-вторых, хотя в буквальном смысле речь идет о самопожертвовании ради друзей, Христос Своим примером продемонстрировал расширительное понимание этой заповеди, так как Христос за всех умер (2Кор.5:15); в связи с этим и человек, жертвующий своей жизнью ради других людей, в первую очередь ради защиты Отечества, достоин наивысшей награды.

Церковь допускала защитников Отечества к принятию священного сана: известно, что многие священнослужители Русской Церкви 2-й половины XX века были в юности до рукоположения участниками Великой Отечественной войны (в то же время виновность в совершении даже невольного убийства является каноническим препятствием к хиротонии). Впрочем, рукоположение участников войны было обусловлено еще и необходимостью по той причине, что подавляющее большинство населения мужского пола были участниками Великой Отечественной войны (при строгом подходе в соответствии с канонами просто некому было бы служить).

 

И еще важно уточнить: 9 мая возносится сугубая молитва конкретно за воинов-участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; все воины, погибшие в других войнах (Первой мировой, Гражданской, в войнах новейшего времени) поминаются во время остальных нарочитых дней заупокойного поминовения (наряду с другими усопшими).

 

В этот день совершается ежегодное литургическое поминовение в следующем порядке:

• Во время служения Божественной литургии 9 мая на заупокойной ектении совершаются особые прошения «о вождех и воинах…».

• По окончании литургии служится благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в войне 1941-1945 годов.

• По завершении молебна служится заупокойная лития о почивших воинах.

На практике порядок последних двух чинов может быть иным: сначала заупокойная лития, потом – благодарственный молебен.

(36)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *