Явися благодать Божия, спасительная всем человеком

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших двунадесятых христианских праздников. В этот день Святая Церковь вспоминает крещение Спасителя в реке Иордан.

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы  Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

По окончании Праздничного богослужения Чином Великого освящения освящают воду. Освящение совершается два раза: накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, и второй раз — в день Богоявления, 19 января, по окончании Божественной литургии.

Освящение воды. Святое Крещение.

С древних времен в Церковном Уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить сидящих во тьме и тени смертной (см. Пс. 106:10; Мф. 4:16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью. Поэтому в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить (духовно просвещать) оглашенных.

 

Глас Господень на водах

И почерпите воду с веселием от источника спасения (Ис. 12:3)

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан,

и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.

(Тропарь великого водоосвящения)

 

Днесь вод освящается естество… Обряд великого водоосвящения возник из обычая крестить оглашенных накануне Богоявления. Самая молитва Богоявленского водоосвящения взята из Таинства Крещения и есть не что иное, как позднейшая ее переработка. Поэтому древнейшие известия приурочивают обряд Богоявленского водоосвящения к вечеру и ночи накануне этого праздника, а не к самому дню Богоявления. Этот обычай однократного освящения воды накануне Богоявления держался до XI-XII вв., а затем, под влиянием Иерусалимского Устава, уступил двукратному водоосвящению как накануне, так и в самый день Богоявления…

В примечании к службе Богоявления сказано: «О сей воде, Небесная она словесная ластовица, златословесный вселенский учитель Иоанн, Константинограда патриарх, свидетельствует глаголя: «Но убо чесо ради не день, воньже родися (Спаситель), но день, воньже крестися, явление глаголется? Сий бо есть день, воньже крестися, явление глаголется? Сий бо есть день, вонь же крестися и вод освяти естество.

Сего ради и в полунощи на праздник сей вси, почерпше, в домы воду относят и соблюдают, и чрез лето всецелое хранят, понеже день освященных вод. И знамение бывает явственное: не растлевающуся вод оных естеству долготою времене, но на лето всецелое, и два, и три многащи лета, днесь почерпненной воде целой и новой пребывающей и по толицем времени ныне от источников емлемым водам сравняющейся».

Богоявленская вода именуется Великой агиасмой и по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень святого Причащения: в тех случаях, когда по содеянным грехам на члена Церкви накладываются епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.

Из книги «Монастырский Благовестник. Том.1»

 

Праздник света

 

Просвещение есть светлость душ, изменение жизни, вопрошение совести (1 Пет. 3, 21), которая от Бога. Просвещение есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царствия Небесного. Перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение (нужно ли перечислять многое?) есть лучший и величественнейший из даров Божиих.

Мы именуем его даром, благодатью, крещением, помазанием, просвещением, одеждою нетления, банею пакибытия, печатью, всем, что для нас досточестно. О сем даре сорадуются небеса; его славословят Ангелы, по сродству светлости; он есть образ Небесного блаженства.

Но как известен двоякий огонь, так есть и двоякий свет. Один есть светильник ума, и направляет стопы наши по Богу. А другой обманчив, пытлив, противоположен истинному свету, и выдает себя за истинный свет, чтоб обольстить наружностью. Это есть тьма, [которая] представляется полуднем, лучезарнейшим светом.

Будем как светила в мiре, слово животно придержаще (Фил. 2, 15, 16), то есть будем животворною силою для других. Да емлемся Бога, да емлемся первого и чистейшего Света; да идем к сиянию Его, прежде даже не преткнутся нозе наши ко горам темным (Иер. 13, 16) и неприязненным.

Святитель Григорий Богослов

Из книги «Монастырский Благовестник. Том.1»

Тропарь, глас 1:

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

 

Кондак, глас 4:

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.

(114)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *