Сердце сокрушенно и смиренно

Приготовляя нас к посту и покаянию, Церковь в Неделю о мытаре и фарисее напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, напоминает о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступников.

«Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе перед Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны Боже, грешныя» – слова, открывающие Постную Триодь.

Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется. Лк. 18:14.

По какому поводу Господь сказал притчу о мытаре и фарисее. Он сказал ее к людям, которые обольщены и обмануты самомнением, полагаются и уповают на свою праведность, на свои добрые дела, смотрят из своего самомнения и самообольщения на прочих людей, их уничижают, т.е. низко думают о них, презирают, осуждают, злословят и тайно, в душе своей, и явно, пред человеками.

 

По какой причине Святая Церковь положила чтение этого Евангелия пред вступлением в поприще Великого поста? С целью сохранить нас от самомнения и уничижения ближних, при которых чувство покаяния никак не может усвоиться сердцу. Если ж пост не украсится плодом покаяния, то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность. Таково свойство всех телесных подвигов и видимых добрых дел. Если мы, совершая их, думаем приносить Богу жертву, а не уплачивать наш неоплатный долг, то добрые дела и подвиги соделываются в нас родителями душепагубной гордости…

 

Богоугодный праведник не престает признавать себя грешником, не только по причине своих явных грехов, но и по причине своей естественной правды, находящейся в горестном падении, перемешанной со злом, оскверненной греховною примесью. Блажен, кто праведен правдою Божией, упование его сосредоточено во Христе – источнике его правды. Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: «Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф. 9:13; Мк. 2:17).

 

… Мытарь был оправдан, как прибегший к оправданию, дарованному Богом, а фарисей был осужден, как отвергший оправдание, даруемое Богом, и восхотевший пребыть при собственной человеческой падшей правде. Смириться значит сознать свое падение, свою греховность; возноситься значит приписывать себе праведность, хотя бы она и была в некоторой степени, и другие достоинства. Достоинство наше, праведность наша, цена, которою оценен каждый человек и которая дана за каждого человека, есть Господь наш, Иисус Христос.

 

Истинные праведники постоянно помышляют, что они не достойны Бога. Тем, что они признают себя окаянными, не заслуживающими попечения Божия, свидетельствуется их истина…

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

О презрении к себе

Пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение. Кто оскорбляет последнее, тот теряет первое.

 

Уничижай себя, и увидишь в себе славу Божию. Ибо где прозябает смирение, там источается Божия слава. Если будешь домогаться, чтобы явно уничижали тебя все люди, то Бог соделает, что будешь прославляем. Если же в сердце своем будешь иметь смирение, то в сердце твоем покажет тебе Бог славу Свою. Будь удобопренебрегаемым в величии твоем, а не великим в малости твоей. Старайся быть в пренебрежении, и исполнишься Божией чести. Не домогайся быть в почтении, будучи внутренне исполнен язв. Укори честь, чтобы стать почтенным; и не люби чести, чтобы не быть обесчещенным. Кто стремится за честию, от того бежит она вперед. А кто убегает от чести, того настигает она сзади и делается для всех людей провозвестницею его смирения. Если пренебрежешь сам себя, чтобы не быть тебе чествуемым, то провозгласит о тебе Бог. 

Преподобный Исаак Сирин

 

О сокрушении духа

Кто не знает себя и не чувствует, в каком бедственном находится он состоянии, у того попусту пропадут посты и милостыни, какие он совершает. Ибо жертва, приятная Богу, есть только дух сокрушенный, и только за такую жертву подается отпущение грехов, и для такой жертвы бывают и посты, и молитва, и милостыня. Вот таинство христианской жизни, и вот как должен поступать всякий христианин.

Преподобный Симеон Новый Богослов

 

О смиренномудрии

Если совершаешь молитвы и подвиги со смиренномудрием, как недостойный, то они будут благоприятны Богу. Если же вспомнишь о другом спящем или нерадящем и превознесешься сердцем, то тщетен труд твой.

Преподобный Авва Исаия

«Благовестник» №40, 2007г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

(91)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *