С Новым годом!

В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одной из его реформ.

Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлём и в частных дворах из маленьких орудий. Всё это делалось на немецкий манер.

Шевелёв А. В. Катание на набережной
Шевелёв А. В. Катание на набережной

Христиане 31 декабря вечером приходят в храм поблагодарить Господа за год минувший, а священнослужители призывают Божие благословение на наступающий год. Обращая нашу молитву ко Господу в канун Нового года, мы крепко просим Его, чтобы Он ниспослал Свою милость к нам, услышал наши молитвы, чтобы, завершая и следующий год, мы могли с благодарением Богу сказать так, как обычно говорим, прославляя Его Святое Имя: «Слава Тебе, Боже, Благодетелю наш, во веки веков. Аминь».

 

30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела «О богослужении, проповедничестве и храме» были приняты следующие положения:

 

«Привнесение службы “начала инди́кта, си́речь новаго лета” в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…»

Кустодиев Б. М. Зима
Кустодиев Б. М. Зима

Новый Год

«Благословен венец лета благости Твоея, Господи».

Милостью Божией вступаем мы в Новый Год. Тревожные чувства и мысли переживаем мы: что пошлет нам Господь, что встретит нас в Новом Лете? Увы, никакая сила, тем более сила холодного разума, не откроет нам тайны нашего, даже ближайшего, будущего.

 

На грани Новолетия обозреваем мы и дела мира за год уходящий. И что же? С грустью свидетельствуем мы о них словами Апостола: «Мир во зле лежит». Тяжело, тяжело и душно было в мире в уходящем году. Душно от моральной беспринципности, поражающей все дела человеческие и отношения между людьми. И ищем мы причину и источник этого зла. Устами пророка Исаии, Сам Господь открывает нам причину зла, поражающего мир: «Вол», – говорит Божественный Исаия, – «знает владетеля своего и осел – ясли господина своего… а народ Мой (человек) не знает Меня… не разумеет… оставили Господа, повернулись назад, и стали блуждать, как овцы, совратились каждый на свою дорогу».

Молчанов О. И. Утро нового года
Молчанов О. И. Утро нового года

Вот он, дорогие, источник, из которого широким потоком льется по всему миру зло, вот причина, породившая и в уходящем году тягостные условия жизни: «Совратились каждый на свою дорогу». Как легок путь, диктуемый человеку его волей и забывшим Бога холодным рассудком. И в то же время, как страшен он по своим последствиям! Обычно прельщает человека широта сего пути: живу и действую, как сам хочу, нет мне преград! – И ведет этот путь к ложно понимаемой свободе, рождающей тление и смерть. Не об этом ли пути говорит нам Спаситель: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут им; вы же входите тесными вратами».

 

Дорогие, мы знаем по опыту, что предлагаемый нам Христом «тесный путь» тесен лишь в своем начале, тесен лишь до времени возрождения человека во Христе, а там – за начальным периодом, ограничивающим человека во зле, открываются безграничные широты свободы, свободы жизни в Духе Святом. И если, как мы знаем и видим, пространный путь ведет человека, в конечном итоге, к рабству, к смерти духовной прежде смерти телесной, то Христом предлагаемые узкие врата ведут личность к расцвету, и только на этом пути может человек приносить плоды подлинного добра, любви и правды. Вне «узкого Христова пути» нет и не может быть подлинного, созидательного служения ближнему, своему народу и человечеству.

 

Не только о тяготах вспоминаем мы, молитвенно провожая уходящий год. Мы вспоминаем моменты света и радости, которыми посетил нас Господь в уходящем лете благости Своей. Вспоминаем и то, чем духовно обогатились мы в уходящем году. Несмотря на кажущуюся окружающую нас беспросветность, мы видели с вами, что есть еще в мире Нечто, над чем ни время, ни мир не имеют власти. Это нечто есть Любовь. Любовь Божия, которою существует и движется мир. Та Любовь, которая Христа-Сына Божия привела на землю, Любовь Творца, промышляющего о мире и человеке погибающем.

 

Разве не обогатил нас с вами, в уходящем лете, Господь Любовью, проводя нас чрез теснины жизни? Разве не осознали мы с вами необходимость взаимной Любви друг ко другу, той Любви, о которой говорит ап. Павел: «Пророчества прекратятся, языки умолкнут, знания упразднятся, а Любовь никогда не перестанет».

 

Мы благодарим Промыслителя за все Его милости, нам в уходящем году Им явленные, и просим – да укрепит нас в Новом Лете в любви и да приведет нас к оному дню радости, когда измученные сердца сынов страждущей и зарубежной Руси вместе, едиными устами и единой семьей, воскликнут: «Хвала Господу Сил и благодарение Всевышнему за падение во Отечестве нашем безбожия сатанинского и за мир во всем мире! Сие буди, Господи, буди! Аминь.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский) 

(30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *