Свт. Антоний Смирницкий

2 января Святая Церковь празднует память святителя Антония Смирницкого, архиепископа Воронежского.

Архиепископа Антония можно по праву назвать одним из тех иерархов, чьи поступки и решения повлияли на облик русского Православия в XIX-ХХ столетиях. Главной делом жизни будущего святителя было прославление святых — два величайших святителя — Тихон Задонский и Митрофан Воронежский были канонизированы именно благодаря его трудам.

Для современного человека канонизация святых является делом радостным, но привычным; в XIX веке традиция прославления святых была, как это ни странно, забыта и лишь прославление святителя Митрофана Воронежского возобновило почти прерванную в XVIII веке практику канонизации святых, что способствовало сближению епископата и мирян.

 

Будущий святитель (в миру Смирницкий Авраамий Гаврилович) родился 29 октября 1773 года в Полтавской губернии (совр. Воронежская область) в семье священника. В 1783 году был отдан в школу, где за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. По окончании ее с отличием стал одним из лучших студентов богословского курса Киевской духовной академии. В августе 1796 года Антоний поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах», а в 1797 году принимает иноческий постриг. Молодой монах отличался нестяжательностью, раздавал нищим все получаемое.

 

Будучи строгим постником, благодетелем бедных и богомольцев, молитвенником (носил власяницу, питался и отдыхал мало, ночи проводил без сна), 20 сентября 1814 года был определен начальником Ближних пещер, тогда же подал прошение принять схиму, но разрешения не получил. Как и многие люди, стремящиеся к личной святости, Антоний стремился избегнуть мира, но вместо просимой схимы Промыслом Божиим в 1815 году назначается наместником Киево-Печерской лавры.

 

31 января 1826 года в Киево-Печерской лавре архимандрит Антоний хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского.

Двадцатилетнее архипастырское служение на одной кафедре (1826-1846) выдающегося иерарха XIX века архиепископа Антония составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Промысел Божий избрал его орудием прославления святителя Митрофана Воронежского и подготовки к канонизации святителя Тихона Задонского. «Еще ничего не было известно, — говорил Антоний, — как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового Угодника Божия».

 

В начале своего пребывания на Воронежской кафедре Антоний обновил архиерейский дом, расширил Крестовую церковь, перестроил здание консистории и соборную колокольню. При Антонии, как на средства благотворителей, так и на его собственные были возобновлены и отремонтированы все приходские храмы; за последние 12 лет его управления епархией построены 63 новых, восстановлен древнейший монастырь Подонья — Дивногорский Успенский (1828), переведен на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь, организованы иноческие общины, ставшие позже такими известными монастырями, как Задонский Богородице-Тихонов Тюнинский и Белогорский Воскресенский.

 

1 сентября 1836 года был открыт учрежденный по прошению Антония первоклассный Благовещенский Митрофановский монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Обитель, настоятелем которой был назначен Антоний, стала одним из важнейших религиозных центров России, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников. К титулу преосвященного Антония прибавился новый: Митрофанова монастыря священноархимандрит. В 1839 году в монастыре был сооружен и освящен Антонием храм во имя святителя Митрофана с братскими кельями и трапезной, а в 1833-1845 годах в Воронеже и епархии Антонием было освящено более 20 храмов и приделов, устроенных в честь святителя Митрофана.

Покровский собор г. Воронежа
Покровский собор г. Воронежа

В 1841 году Антоний освятил Покровский храм в Воронеже, который в настоящее время является кафедральным собором епархии. В 1845 году начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери (архитектор К. Тон) в Богородицком Задонском мужском монастыре, возобновлен Михайло-Архангельский собор в Благовещен-ском Митрофановском монастыре.

 

Особую любовь и заботу о своей пастве владыка Антоний проявлял во время эпидемий холеры: губернатор Бегичев доносил Николаю I о благотворной деятельности воронежского духовенства и лично архиепископа Антония. В 1830 году архиепископ Антоний наложил на себя, священство и паству трехдневный пост, совершал молебны и крестные ходы, и эпидемия не коснулась Воронежа. В 1831 году холера свирепствовала по всей России, что вызывало волнения и слухи.

 

Архипастырь издал указ о безвозмездных отпеваниях, исповеди и причащении в холерных больницах и о ежедневных служениях молебнов об избавлении от мора. С этого года Антоний возобновил повсеместное почитание чудотворного Сицилийского (Дивногорского) образа Божией Матери, когда по молитвам перед иконой прекратилась холера в южной части Воронежского края.

 

В начале 1840 года Антоний подал прошение об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру, но отказался от него, услышав в видении голос святителя Митрофана: «Епископство есть сораспятие Христу на Кресте, а с Креста не сходят, но им возносятся или снимаются».

 

Антоний снисходил к слабостям других, будучи строгим к себе («Недолго сделать человека несчастным»). При назначении на епитимию в монастыре семье наказанного священнослужителя выдавал пособие. О злоупотреблениях в епархии при архиепископе Антонии нет сведений, в его управление Воронежская консистория не получила ни одного замечания от Святейшего Синода; все представления архипастыря уважались и не оставлялись без внимания.

Еще при жизни Антония многие почитали его святым.

 

Антоний был невысокого роста, но представительного вида, в последние годы жизни — даже величественного, приятные черты лица имели печать серьезности; проницательные, живые и ласковые глаза всегда располагали к нему. Нередко на службе и после многие видели его «полузакрытые очи, полные слез», которые «катились по седой длинной бороде». Голос имел ясный, говорил с незначительным малороссийским акцентом, до самой кончины читал и говорил внятно, имел хороший слух и голос. Никто не видел, чтобы Антоний смеялся, хотя часто его лицо умилялось радостью или улыбкой.

 

В последний год своей жизни, будучи уже больным, Антоний освятил два храма, находящиеся в 200 километрах от Воронежа: в Дивногорском монастыре — во имя Рождества Иоанна Предтечи и в хуторе Гнилом Острогожского уезда — в честь Преображения Господня, действующие в настоящее время.

 

Накануне своей кончины посетил храм и молился в алтаре, занимался епархиальными делами. 17 декабря вечером исповедался, попросил отслужить в своем кабинете молебен с водосвятием, на следующий день приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. 19 декабря святитель все дела по управлению епархией передал своему викарию — епископу Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь под 20 декабря провел в молитве, утром соборовался, велел раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия бедным, живущим вне Воронежа. Продиктовал духовное завещание (известное как «Духовное завещание святителя Антония II, архиепископа Воронежского, своей пастве», которое, оставшись без его подписи, не получило статуса формального акта, но по силе своего нравственного воздействия напоминало и во многом воспроизводило завещание святителя Митрофана), и подписал последнее письмо на имя государя.

 

20 декабря в полдень благословил присутствующих и, по окончании чтения отходной, тихо и мирно отошел ко Господу. Панихиды по святителю были отслужены по всей России. 27 декабря после заупокойной Литургии было совершено погребение в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана. Над местом погребения была положена чугунная плита: Антоний завещал похоронить себя при самом входе в церковь (вне ее) с западной стороны, не ставя никакого памятника, «да вся приходящая попирают меня ногами», без дорогих архиерейских украшений в схимонашеском образе. В 1914 году тщанием архимандрита Александра (Кременецкого) и А.А. Полянского на пожертвования почитателей памяти Антония были устроены над могилой часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено целодневное служение панихид. 

(84)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *