Чем ближе мы подходим к завершению поста, тем ярче разгорается над нашими главами чудная Вифлеемская звезда, возвестившая волхвам и время рождения Младенца, и место Его обитания… Лучи этой разумной звезды (по изъяснению святых отцов, она была ангельской силой, а не мёртвым космическим телом) озаряют своим нетленным, немерцающим светом сумрак пещеры — сердечной клети каждого из нас…
Лучи этой звезды приводят душу, едва коснутся её, в неизъяснимый трепет и небесную радость, подобие которым мы не найдём здесь, на грешной земле, с её чувственными, скоротечными, исчезающими, как дым, удовольствиями. «Я есмь.. звезда утренняя, — вещает Господь (Откр. 22, 16). — Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам… звезду утреннюю. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2, 26, 28—29). – вы хорошо делаете, — вторит Господу святой апостол Петр, — что обращаетесь [к слову Божию], как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1,19).
Утренняя звезда — это сердечная, сокровенная молитва! Она совершается не устами и перстами, а умом и сердцем, она обращает всё существо человека ко Господу, поставляет ученика пред пресветлым ликом Учителя своего…
Озаряемые невечерним светом Рождественской звезды, войдём же, послушный читатель, под своды самого Вифлеемского вертепа… и остановимся вовремя, дабы не преступить положенной нам, грешным, черты и не опалиться тем сиянием, которое исходит от дивного Богомладенца, почивающего в воловьих яслях…
Вот Он, Великаго Совета Ангел, Царь мiра, Отец будущаго века, как воскликнул о Нем в пророческом трезвенном упоении «ветхозаветный евангелист», святой пророк Исайя! Вот Он, Чаяние языков, Ожидание всех народов, Свет велий, пришедший в этот мiр для того, чтобы просветить во тьме сидящих! Уже предпразднуя светлую, как день, Рождественскую ночь, воспоём, читатель, со всею Церковью: «Христос раждается, славите… Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля…».
Близится, близится Рождество Христово…
Вы не задумывались, друзья, почему от неповторимой, пронизанной небесным светом ночи, веет таким умиротворением и тишиной?
Мне кажется, что Мать Церковь силою Духа Божия вводит нас, своих детей, в чудесную и радостную тайну Младенчества Иисусова и девственного материнства Богородицы.
Ее любовь к Сыну Божию, а теперь и к Сыну Человеческому воистину неизреченна…
Эта любовь разлилась по вселенной, наполнив землю от края и до края.
Древнее предание гласит, что в Вифлеемскую ночь расцвели окрестные виноградники, а в вечном городе Риме из-под Капитолия забил источник елея, проложив себе дорогу в бурный Тибр.
Каждое мгновение Рождественского Празднества приобщает благоговейную душу к блаженной вечности.
После ночного Богослужения и приобщения Святых Христовых Таин не хочется говорить, но лишь молчать…
Молчать и созерцать духовными очами сердца то, что таит в своей заветной глубине Вифлеемский вертеп…
Обратим же наши взоры, боголюбцы, к прекрасному, светоносному лику Богомладенца, Который мирно почивает близ склоненной к Нему Богоматери…
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ТАЙНА.
О детстве Господа молчат Евангелисты.
Премудрый Промысл от нас сокрыл,
Как Иисусов взор, Божественный, лучистый,
За Матерью с любовию следил.
Пречистая к Нему приблизилась в молчанье,
Дитя на руки бережно взяла,
Со страхом понимая, — Сущий, Безначальный,
Замерзнув, чает от Нее тепла.
Младенческими непорочными устами
Искал прилежно девственной груди
Тот, Кто, с небес низводит влагу и питает
Цветущие эдемские сады.
Она склонилась над простою колыбелью
И улыбнулась — Вездесущий Бог
К подушке из соломы в наволочке белой
Прильнул, на правый повернувшись бок…
Протоиерей Артемий Владимиров
(253)