Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

В воскресный день, в Неделю по Богоявлению, в день памяти свт. Феофана, затворника Вышенского в обители были отслужены две Божественные Литургии. За Богослужениями читались два Евангельских чтения: первое — недели по Богоявлению (Мф. 4:12-17, зач. 8), второе — святителю Феофану (Ин. 10:9-16, зач. 36).

Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф. 4:12-17, зач. 8).
По Крещении и искушении вышел Спаситель наш на проповедь слова Божия: «Иисус начал проповедовать и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф. 4:17). То же начало проповеди Своей положил Господь, какое и Предтеча Его: и Он и Иоанн Креститель с самого начала говорили: «Покайтесь».
Покайтесь, ибо приблизилось Царство НебесноеВидишь, как согласно слово пророка со словом Господа его, видишь, как нужно нам покаяние. В начале оно нам предлагается, как дверь, через которую приходим ко Христу и веруем в Него. Надо прежде переменить нрав, переменить внутреннее состояние и исправить жизнь, и так утешаться святым Его Евангелием, которым нам царство небесное возвещается. И святой Предтеча, и Господь наш благовествует нам, что приблизилось царство небесное, но в начале оба полагают покаяние, говоря: «Покайтесь».
Ибо истинное покаяние приготовляет сердце к восприятию Евангелия, или радостной вести. Ибо слово «Евангелие» означает радостную весть, которая провозглашает отпущение грехов, благодать, жизнь вечную и приближение царства небесного, которое было недоступно людям из-за греха. Благ же этих никто не может сподобиться без истинного покаяния. Надо прежде переменить и сокрушить сердце печалью о грехах, и тогда в нем будет место евангельскому утешению. Ибо Евангелие также по смыслу своего имени означает — утешение.
Как же им будет утешаться сердце, которое не сокрушилось печалью? Ибо утешение — это радостная весть для печального, а веселящемуся утешение излишне. Итак, покаемся, дабы и в нас Евангельское утешение возымело место. Переменим себя во благое, дабы благ, возвещаемых нам, причаститься. Сокрушим сердца наши за грехи, дабы Евангелие, как пластырь живительный, воспринять. От закона и познания греха сердце печалью, как молотом, сокрушается, но утешением, которое от Евангелия проистекает, исцеляется. Познаем же от закона грехи, и сокрушится сердце наше, а к сокрушенному сердцу приблизится и Евангелие, благовествующее мир, благовествующее благое. Спасайся.
Святитель Тихон Задонский
«Письма келейные и наставления».
Письмо 82. Рассуждение о призыве Господа: «Покайтесь»

Сокровище православной веры
О творениях святителя Феофана Затворника
Шестого января 1894 года тихо почил о Господе великий подвижник нашего времени святитель Феофан, преисполненный ревности о Боге и высоких дарований духовных. Двадцать восемь лет провел он в затворе, никого к себе не принимая, и однако душу человеческую знал он так, как только возможно знать ее ограниченному разуму человеческому. Все время своего затвора он наполнял трудами писания на пользу ближних своих. От святителя Феофана досталось миру богатое наследство: его многочисленные творения, свидетельствующие о его высокой душе, разностороннем просвещении, богатых умственных дарованиях, отличающиеся глубиною и ясностью мысли и сладостью назидания. Все, мятующиеся умом и смущаемые совестью, черпали из богатого кладезя его духа себе умиротворение, разъяснение и назидание. Святитель живо отзывался на все явления жизни и старался всеми силами остановить зло и предупредить людей не поддаваться влиянию этого зла.
Возьмите дивные творения святителя Феофана «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», или «Путь ко спасению», или его письма, внимательно прочитайте их, вникните в них – и вы сами заметите, какая благодать Духа Божия веет в них, как и прочие праведные и святые люди не только учили, но и творили, сами опытно проводили в жизнь учение Христа Спасителя. Поэтому слово их сильно и действенно. Они своею жизнью доказали приложимость к человеческой жизни всего учения христианского и полную возможность для человека осуществить заветы Христовы, лишь бы только человек решился идти по стопам Христа Спасителя.
 
Святитель Феофан, как и другие праведные и святые люди, возложивши на себя иго Христово, познали истину и правый путь, и потому им не было нужды «искать Бога» вне христианства, отрицать Церковь и вырабатывать новую веру, подделываясь под телесное начало в человеке и выбирая из разных религий то, что льстит этому началу. Чем больше они жили, тем яснее и глубже понимали, что вне Церкви нет спасения, что только в одной православной вере заключается спасительная благодать, подаваемая верующим через святые Таинства. Поэтому они дорожили этим сокровищем и всем внушали беречь его как зеницу ока, чтобы, потеряв его, не булждать во тьме и не потонуть в водах вольнодумства, суеверия, безбожия, отчаяния.
Священномученик Петр Воронежский

(90)

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *