Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому).

 

Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.

 

Серафимы, что значит «огненные», они пламенеют любовью к Богу и побуждают к ней других. Херувимы — «просвещение», через них посылается премудрость. Далее следуют Престолы, они служат правосудию. Четвёртый ангельский чин — Господства, они наставляют земных властителей, учат владеть чувствами и побеждать искушения. Пятый — Силы, они ниспосылают дар чудотворения святым, а также укрепляют терпение и даруют мужество. Шестой — Власти, помогают в борьбе со злыми помыслами. Седьмой — Начала, охраняют страны, народы, племена. Архангелы — открывают тайны веры и пророчества, укрепляют в людях веру.

 

Ангелы — в переводе с греческого — «вестники», раскрывают людям волю Господа, наставляют верующих, охраняют, удерживают от падений и пытаются помочь падшим.

 

Ангелы личностны — в молитвослове, например, есть молитвы, обращённые к нашему Ангелу-хранителю. Людям иногда трудно поверить в личностную природу Ангелов. Некоторые предпочитают понимать под ангелами просто проявление божественного присутствия (и иногда в Писании Ангел — это, действительно, присутствие Божие), иногда – просто часть образного языка Писания.

 

Однако сама Библия не оставляет сомнений в том, что речь идёт именно о личностях. В книге Даниила Ангел беседует с пророком; Архангел Гавриил вступает в беседу с Захарией в храме и говорит «я Гавриил, предстоящий пред Богом».

 

Миссия Ангелов — заботиться о верующих. Ангелы становятся видны людям исключительно редко, в какие-то переломные моменты истории спасения, но, по свидетельству Писания, они постоянно принимают участие в жизни людей. Ангелы глубоко сопереживают происходящему с людьми. Как сказано в Евангелии, “бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся”.

 

Архистратиг Михаил. Византийская икона начала XIII века. Монастырь Святой Екатерины на Синае
Архистратиг Михаил. Византийская икона начала XIII века. Монастырь Святой Екатерины на Синае

По церковному преданию считается, что Небесное воинство возглавляет Архангел Михаил. Архангела Михаила называют Архистратигом, что переводится с греческого языка как «главнокомандующий». Имя Михаил означает «Кто как Бог». По преданию, именно Архангел Михаил низвергнул восставшего против Бога ангела — Денницу, ставшего диаволом и других падших ангелов. А к остальным Ангельским Силам Михаил обратился: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!».

 

Архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Так, например, во время выхода израильтян из Египта Михаил предводительствовал им в виде облачного столпа днём и огненного — ночью. На Руси также любили и почитали архангела Михаила, считая его защитником христианской веры. Именно его небесная помощь помешала монголо-татарам взять Новгород.

 

Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и городских храмов. На иконах Архангела Михаила изображают в виде воина, попирающего ногами диавола. В левой руке он держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью или, иногда, пламенный меч.

 

Архангел Гавриил. Синай, монастырь св. Екатерины, нач. XIII в.
Архангел Гавриил. Синай, монастырь св. Екатерины, нач. XIII в.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

 

Тропарь, глас 4:

Небе́сных во́инств Архистрати́зи, / мо́лим вас при́сно мы, недосто́йнии, / да ва́шими моли́твами оградите́ нас / кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы, / сохраня́юще ны, припа́дающия приле́жно и вопию́щия: / от бед изба́вите ны, // я́ко чинонача́льницы Вы́шних сил.

 

Кондак, глас 2:

Архистрати́зи Бо́жии, / служи́телие Боже́ственныя сла́вы, / А́нгелов нача́льницы и челове́ков наста́вницы, / поле́зное нам проси́те и ве́лию ми́лость, // я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.

 

Величание

Велича́ем вас,/ Арха́нгели, и А́нгели и вся Во́инства,/ Херуви́ми и Серафи́ми,// сла́вящии Го́спода.

(71)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *