Смирение есть основание христианства

Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем:и обрящете покой душам вашим. Мф. 12:29 

Кротость и смирение старца Назария были необыкновенны. Рассказывают, что однажды в дороге заехал он по неведению ночевать к разбойникам.

После ужина, отобрав лошадей и повозку у своего гостя, хозяин стал заставлять его ложиться спать. Бывшие с ним работник и его ученик отец Иларион, чувствуя, что попали в западню, не знали, что делать, и в страхе ожидали смерти.

Отец Назарий, спокойно сев к столу, стал рассказывать хозяевам назидательные поучения об обязанностях к Богу и людям, о будущей жизни, награде добрым и муке злых после смерти. Но у слушателей не то на уме: двое из них, подойдя к печке, начинают точить большие ножи.

 

Отец Назарий видит эти приготовления и продолжает свою проповедь. Хозяин, потеряв терпение, стал сердиться, требуя, чтобы гость скорее ложился спать и дал покой домашним. Но твердый старец, не обращая внимания на его слова, взял молитвенник и стал читать монашеское правило, кладет поклоны, и так молился до рассвета. «Ну, мой любезный, – говорит он тогда хозяину, – спаси тебя, Господи, за любовь твою и угощение. Прикажи-ка вывести повозку и лошадей наших – нам пора ехать».

 

И тот хотя с бранью, но лошадей отдал. Запрягли – надо выходить, а у дверей встали двое сыновей хозяина с ножами в руках. Отец Назарий, помолясь Богу, смело подошел к ним, беспрестанно благодаря за ночлег и покой, ему доставленный. Обезоруженные кротостью и спокойствием духа чудного странника, разбойники в раздумье выронили ножи из рук и стояли неподвижно.

 

Отец Назарий со своими спутниками свободно вышел из дома и сел в повозку, но только хотели они тронуться с места, вдруг хозяин кричит: «Остановись, батюшка! Скажи, пожалуйста, что ты за человек, что на тебя руки не подымаются, и какая же сила удерживает нас?». На это старец кротко ответил: «Ты видишь, что я – монах. Это сила Божия не допустила сделать мне зла, и она же непременно накажет тебя за преступления, если не оставишь их и не будешь жить, как должно доброму и честному крестьянину». Продолжая свои обличения и наставления, отец Назарий до того привел в чувство хозяина, что тот раскаялся в прежних поступках, и впоследствии сделался ревностнейшим христианином со всем своим семейством.

Преподобный Назарий Валаамский

 

Из поучений преподобного Назария Валамского

Всякому желающему спасения должно только себя одного зреть, а не ближнего осуждать.

 

Полагаю, что иногда лучше пасть самому, нежели осудить ближнего, потому что согрешивший побуждается к уничижению себя и покаянию, а осуждающий согрешившего закосневает в мечтании о себе и в гордости.

 

Рассмотри, возлюбленный, можешь ли похвалиться, что ты никакому греху не был причастен.. Испытывай прилежно себя и свою совесть — если не в том, то в другом грехе, если не в большом, то в малом, если не делом, то словом и помышлением ты находишься повинным. Помышляй беспрестанно, что никто не может от дел оправдаться перед Господом и никто не может быть чист перед Создателем своим — все грешны, все немощны, все требуем помощи и милости Божией. И как от Бога Единого все мы созданы и Он есть Судия всех, то как дерзаешь принимать на себя суд Создателя?

 

Грешник! Удержи себя от осуждения ближнего, хотя бы и своими очами видел согрешающего. Старайся не судить брата, ибо един есть Судия всех — Сын Божий. Оставь тяжесть ближнего Всемогущему, заботься о тяжести своих грехов, ибо за свои воздашь ответ. Не отвергай заповедей Божиих, которые тебе даны: не суди — и не будешь осужден. Не радуйся о падении ближнего, ибо бесы только, враги нашего спасения, об этом радость имеют потому, что сами уже погибли и восстать не могут.

 

Постарайся не осуждать, а молиться, плакать и рыдать о падающем, радоваться же о восстающем от падения и спасающемся, чтобы и самому от праведного Судии Страшным судом не судиться.

 

О небесных добродетелях – о кротости и смирении Сам Господь учит нас: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Не от Ангелов, не от людей, но от Меня, говорит, научитесь, то есть от Высшей Премудрости.

 

Душевная же кротость есть удержание гнева, укрощение ярости и если кто от кого опечален был, мог отомстить и не отомстил и, принимая укоризны от ближнего, сам не укоряет. Кротость есть – не досадить никому ни в слове, ни в деле, ни в повелении. Господь говорит: На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом (Ис. 66, 2). Кто же ненавидит оскорбляющих и обижающих, тот ненавидит кротость. В кротких сердцах почивает Бог, а душа беспокойная представляет открытую дверь диаволу. Кроткая душа есть престол простосердечия, но гневливый ум есть раб злобы. 

 

Чтобы избежать искушений, кротость со смирением духа и всегдашним бодрствованием ума наилучше послужить может. Нет благополучнейшего пути, возводящего на небо в жизнь вечную, больше смирения, по свидетельству истины. Где нет света, там все тьмою покрыто, а где нет смиренномудрия, там все дела наши гнусны перед Богом, говорит Лествичник. В смиренных Бог вселяется, от гордых же удаляется. Где смирение, там и слава Божия возсияет. Ничто так не творит сердце сокрушенным и душу смиренной, как уединение в разуме и молчание. Смирение есть основание христианства.

Валаамский Патерик, т. 2

«Благовестник» №37, 2014 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 3»

(54)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *