Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

В Неделю 3-ю по Пасхе,  в день памяти святых жен-мироносиц и апостола и евангелиста Марка в Алексеево-Акатовом монастыре прошли две Божественные Литургии. На Богослужениях читались два евангельских зачала, воскресное (Мк. 15:43 — 16:8, зач. 69) и апостолу (Мк. 6:7-13, зач. 23).

 

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

 

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

 

И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

 

Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. (Мк. 15:43 — 16:8, зач. 69)

 

По окончании поздней Божественной Литургии с проповедью на тему сегодняшнего евангельского чтения к прихожанам обратился иерей Михаил Пикулин:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос Воскресе!

      

Весна в нашей стране – женское время. В самом её начале, в марте, большинство населения с энтузиазмом празднует «День международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие», – так официально называется праздник 8 марта. На середину весны или на её конец чаще всего выпадает третье воскресенье после Пасхи, когда вся Церковь чтит память святых жен-мироносиц. Чтит священную память тех, кто не помышлял о своих правах, кто не заботился о равноправии, кто вообще менее всего беспокоился о себе. Воистину, «не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин.14.27), – эти слова Христовы только подтверждают важную мысль о иноприродности Церкви, о её неотмирности; «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18.36), – говорит Сын Человеческий.

      

Это ведь бывший ангел света, ставший мрачным князем тьмы, покушался сделаться равным Богу. И именно с тех самых пор соблазнительная идея равенства будоражит скорбные головы его верных служителей. Бог, творя мир, созидает его, используя совсем иные принципы. Потому и прекрасно творение, что разнообразно, потому и гармонично, что в основание его положен принцип иерархии, а не равенства, потому мы, слава Богу, и люди, а не  геометрические фигуры, и, как пишет апостол Павел: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1.Кор.15.41).

      

Каждому – своя слава, каждому – свой талант. Как говорит Господь в притче о талантах: «каждому по его силе» (Мф.25.15). И не только «по силе», но и по каким-то одному Богу ведомым особенностям! Иначе чем другим смогли бы мы объяснить такую вопиющую «несправедливость»: сомневающемуся Фоме воскресший Спаситель прямо предлагает вложить руку в Свои прободенные рёбра и в то же время говорит Марии Магдалине: «не прикасайся ко Мне» (Ин.20.17)!

      

Поборники равенства немедленно возмутятся дискриминацией по половому признаку. Да и не мудрено: то, что позволено мужчине, как всегда, – скажут они, – категорически запрещено женщине. Не приходит в голову борцам за равноправие полов, что Фома-Близнец и Мария из Магдалы просто по-разному постигают истину. И если мужчине с его прирождённой потребностью во всём доходить до самой сути явлений естественно ставить эксперименты и основывать своё знание на непосредственных наблюдениях, то женщине всего этого нагромождения опытов вовсе не нужно, ибо она сильна другим. Женщина познаёт мир интуитивно, для неё важнее не доводы разума, а голос любящего сердца. Потому и у мужчины, и у женщины хоть и разные пути познания, однако результат – один: оба узнают в Воскресшем своего Бога!

       

На самом деле важно не то, как приходит человек к тем или иным выводам, а то, что следует за этим – как он после всех своих рассуждений или озарений решается пожертвовать собой, насколько он становится способным разделить Крест Христов, то есть сказать о себе то, что сказал некогда апостол Павел: «Я сораспялся Христу» (Гал.2.19).

      

И вот тут половые различия исчезают. Тут становится понятно, почему в Вечном Царстве нашего Бога «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все… одно во Христе Иисусе» (Гал.3.28). И, надо полагать, не случайно у гроба Господня оказались не одни только женщины: Иосиф Аримафейский и Никодим не погнушались «женской работой»! Эти сановные иудейские вельможи поступили не так, как велел им их общественный статус, они тоже «сораспялись Христу», преодолев свой страх, забыв о начальственной спеси. Те, кто привык принимать служение других, в полной мере выполнили предсмертный завет Христов: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20.25-27).

    

Бороться за свои права можно и нужно тогда, когда нет на свете ничего ценнее, ничего важнее собственной жизни. Сбиваться в стаи, организовывать общественные движения, создавать политические партии необходимо, когда ищешь своей выгоды, когда печёшься о своей правде. Если же задача твоя – положить душу свою «за други своя» (Ин.15.13), тогда незачем тебе заботиться о правах и привилегиях, ибо единственным правом и единственной привилегией «друга Христова» (Ин.15.15) является право и возможность служить ближнему своему так, как заповедал нам это апостол Пётр: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (Пет.4.10).

       

Вот какой правде научает нас сегодня горстка слабых и растерянных женщин и двое сановных и важных мужчин, которые позабыли в равной мере и о своей слабости, и о своей сановности и принесли в жертву своему Богу и Спасителю всё, что у них было: свой страх, свои слёзы и свою любовь. Аминь».

 

(36)

Один комментарий

  1. Светлана

    Христос Воскресе! С праздником Святых Жен-Мироносиц! С праздником, Всечестная Матушка Игумения и сестры Святой обители! Божией помощи и благоволения вам в нелегком, самоотверженном, преданном служении!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *