ЖИВЫЕ ВО ХРИСТЕ

«У Бога все живы», и угодившие Ему, сподобившиеся особой близости к Владыке Христу в Царствии Небесном, верим, имеют особое дерзновение ходатайствовать о нас.

Верим, что любовь отшедших праведников не иссякает, что внемлют они прошениям нашим, помогают в нуждах, утешают в скорбях, вразумляют и наставляют на жизненном пути таинственно – из мiра иного.

 

 

Воронежская земля – край поистине благодатный, освященный трудами и молитвами многих угодников Божиих, прославленных Церковью и не прославленных, известных и почитаемых далеко за пределами нашей страны – и сокровенных от мiра, забытых на своей земной родине, но сияющих неизреченной славой в Отечестве Небесном.

Общецерковное прославление иногда совершается вскоре после праведной кончины подвижника, но нередко, по неисповедимым судьбам Божиим, проходит долгое время – десятилетия, иногда столетия, прежде чем пропоют ему соборно величание.

 

 

Многие воронежцы живо помнят ту радость, когда совершилось долгожданное прославление святителя Антония (Смирницкого), которого еще при жизни почитали святым, а по кончине стали именовать третьим светильником на свещнице церковной Воронежского края, поставляя рядом со святителями Митрофаном и Тихоном. В  1915 году архиепископ Тихон (Никаноров), будущий священномученик, говорил посетившей наш город великой княгине Елисавете Федоровне (впоследствии преподобномученице), что «святитель Антоний – накануне своего прославления». Но должно было пройти почти столетие, чтобы исполнились эти слова.

 

 

Человеческим умом можно усматривать различные внешние причины, способствующие или препятствующие канонизации святых, но при этом всегда явственно действие Промысла Божия, Всеблагаго и Всемудрого. Ведь прославление нужно не святым – у Бога они давно прославлены, и помощь их на нас, в земной юдоли странствующих, изливается преизобильно. Прославление совершается для нас, живущих, и именно тогда, как показывает история Церкви, когда Небесная помощь угодников Божиих особенно нужна (вспомним прославление многих русских святых в начале XX века – перед предстоящими России огненными испытаниями); и когда люди наиболее готовы к молитвенному общению с нашими Небесными покровителями, ищут их совета, вдохновляются их примером, слагают в сердцах их духовные наставления.

 

 

XX век, век видимого богоотступничества, явил в Воронежском крае, как и по всей Русской земле, многих истинных служителей Божиих, хранивших веру, «державших жизнь». Некоторые из них (прежде всего мученики «даже до крове») причислены ныне к лику святых. Но были еще многие – духовные пастыри, тайные священники, монахи и мiряне, в обезжбоженном мiре жившие не по-мiрски, странники, блаженные, кровью сердца, горячей молитвой, доброделанием всякого рода содевавших спасение свое и тех, кто был рядом. Иногда – великого множества.

 

В среде верующих воронежцев более полувека сохраняется память о «таинственном» старце Федоре – «дедушке Федоре». Только в последние годы стали проясняться некоторые обстоятельства его жизни. Кто он был, этот «нищий», на похороны которого в 1959 году собралось более двух тысяч людей самого разного возраста, чина и состояния?

А в квартиру на Пешестрелецкой улице, где старец жил в последние годы, непрестанно приходили самые разные посетители, как ищущие духовного наставления, так и просящие помощи в трудных жизненных обстоятельствах, разрешения семейных неурядиц, облегчения в телесных и душевных недугах. И никто не уходил не утешенным.

В наше время, хотя некоторые факты биографии подвижника открываются, его влияние на духовную жизнь города, благотворное воздействие на судьбы человеческие всё равно остается тайной. Тайной святости.

И доныне на могилу «дедушки Федора» на Коминтерновском кладбище – «святую могилку» — приходят самые разные люди, с самыми разными нуждами. И голуби во множестве слетаются – тоже поминают старца.

Так же приходили к блаженной Феоктисте: сначала на Придачу, потом на «Баки» (левобережное кладбище) и теперь вот уже двенадцать лет – на кладбище в Алексеево-Акатовом монастыре.

Иногда спрашивают, как обратиться к тем угодникам Божиим, кто не причислен еще Церковью к лику святых, к кому не звучат ещё в храмах молебные воззвания, не составлено канонов и тропарей, о ком, как и о всех усопших православных, и праведных, и грешных, заказывают панихиды, служатся заупокойные Литургии, ставят свечи. Особенно волнует этот вопрос тех, кто обращается к непрославленным святым впервые.

Бывает, что святые сами подсказывают: «Приходите ко мне на могилку, как к живому», — так говорил духовным чадам, предчувствовавшим свое близкое сиротство, старец Спиридон, подвизавшийся в селе Терновом Воронежской области в первые десятилетия XX века.

 

 

Старец поддерживал в односельчанах и жителях окрестных мест религиозный дух, богомудрыми беседами наставлял в вере и благочестии, при отсутствии священника собирал боголюбцев для совместной молитвы, утешал в скорбях; обладая даром прозорливости, предостерегал от ошибок, укреплял в предстоящих испытаниях; получивший от Господа дар исцелять недуги, был для страждущих врачом безмездным. И после кончины старца в 1928 году шли к дорогой могилке люди и доныне идут и из отдаленных мест приезжают – не знавшие подвижника при его жизни земной и теперь, почувствовав явственно его близость, рассказывают о дивной отзывчивости «дедушки Свиридки», обращаются к нему, как к живому, как к близкому, родному. Как дети к отцу, своими словами…

Но как быть, если всё-таки вопрос о том, как обращаться к непрославленным угодникам Божиим, остается для нас затруднительным? Как видим, этот вопрос вставал и в прежние времена.

Так в «Записках» игумении Евгении (Озеровой), настоятельницы Аносиной пустыни, имеется рассказ от откровении, бывшем одной благочестивой девице, особенно почитавшей святителя Филарета Московского, пользовавшейся много раз его благодеяниями и сильно скорбевшей после его кончины, особенно от того, что не знала, как молиться за почившего Владыку. «Не смею, говорила она, — взывать к нему, как к святому[1], не смею поминать как человека требующего обычного поминовения». В этом скорбном раздумье пришла она к могиле Святителя и припала к нему, как к живому, вопрошая о своем сомнении. И в то же ночь в сонном видении получила ответ: «Ты не знаешь и смущаешься, как за меня молиться, вот как: «Упокой, Господи, иерарха Филарета и его святыми молитвами прости моя согрешения». Девица пробудилась, ощущая радость и спокойствие в душе.

 

В помяннике, известном многим благочестивым христианам, о здравствующих церковных иерархах мы читаем: «Спаси, Господи, и помилуй (…) и молитвами их помилуй и спаси мя грешного». И о здравии отца духовного оканчиваем прошение словами: «… и святыми его молитвами прости моя согрешения». Полагаем, что без смущения можно обращаться так и к нашим усопшим праведникам, наставникам, духовным отцам и матерям.

И к нашей любимой матушке Феоктисте: «Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей, блаженной старицы Феоктисты, и святыми молитвами ея помилуй и спаси нас грешных». А далее — как сердце подскажет.

 

 

[1] Прославление святителя Филарета совершится более чем через столетие, в 1992 году

 

Монахиня Наталия (Чурсанова)

Алексеево-Акатов монастырь, 2022 год

(130)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *