Заключительные дни Страстной седмицы

В заключительные дни Страстной седмицы в Алексеево-Акатовом монастыре прошли особые Богослужения, на которых постоянно вспоминались последние дни и минуты Господа нашего Иисуса Христа.

В Великий четверг, в день когда начинается особый собственно страстной цикл, Христос установил Таинство Евхаристии, в котором вот уже две тысячи лет верующие могут максимально возможным для человека образом соединиться со Христом.

 

Вечером четверга, накануне Великой пятницы, в монастыре была совершена неповторимая по своей красоте служба — чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свеч и относить его домой.

В Великую пятницу Страстная неделя достигает своей кульминации. Этот день посвящен вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершалась в день смерти Спасителя в знак глубочайшего траура. Утром были прочитаны только Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Пятница — это день совершения особой службы, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница — больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением умершего Христа.

Вечером в пятницу в обители была совершена Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Все тексты молитв и Священного Писания пропитаны идеей соумирания твари своему Творцу, соучастия в Страстях. Особенно примечательны ветхозаветные чтения этого дня — отрывки книг пророка Исайи, который за 500 лет до рождения Спасителя описал Его страдания.

 

Утреня — это по сути — отпевание Христа. Перед Плащаницей совершается пение 118 псалма, стихи которого перемежевываются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти звучат от имени Пресвятой Богородицы и являются величайшим шедевром церковной поэзии.

По окончании чина оплакивания Христа Плащаницу крестным ходом обнесли вокруг храма с пением погребальной молитвы Святый Боже. После обнесения Св. Плащаницу внесли в храм и подносли к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».

В конце богослужения находящиеся в храме люди подходили приложиться к Плащанице при пении стихиры Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго. В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным го учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.

В Великую Субботу — в канун Светлого Воскресения, в богослужении прослеживались как траурные, так и праздничные воскресные черты.

После Часов и Изобразителен совершалась вечерня с Литургией Василия Великого — последней в году. Ее визитной карточкой являлись паремии — сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви. Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна принадлежит Мириам — сестре Моисея, которая воспела ее сразу поле перехода израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасенными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошел в ад, победил дьявола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.

На литургии, вместо Херувимской песни был спет удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

 

Слушая этот гимн мы вспоминаем, что согласно учению Православной Церкви, Великая суббота — это день, когда Господь сошел душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.

На Литургии, после чтения Апостола все облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота — окончание Страстной седмицы. После утренней службы в течение дня в обители совершалось освящение куличей, яиц и пасох. Чтобы люди, идущие домой, могли ночью собраться вместе и прославить Воскресшего Спасителя.

(104)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *