Христос с небес, срящите!

Итак, «уготовися срести Бога твоего, Израилю!» Воспрянь, душа верующая, и осмотри, что в твоей жизни есть нечистого и недостойного, и попекись заблаговременно все это исправить и истребить.

Если ли в тебе какая-либо скверна плотская, – очисти ее ради чистоты Святаго святых; есть ли какой-либо раздор, брань или ненависть, – погаси ее из любви к грядущему Начальнику мира; есть ли надмение или гордость и презорство, – подави и это в честь смиренного Отрочати Вифлеемского. Приготовься и осмотрись каждый, ибо Господь грядет ко всем!

Обозри все – душу и тело, ум и сердце, ибо Господь будет везде, узрит все: нет ли в уме мыслей неправых о вере, ее заповедях и обетованиях; нет ли в воле наклонностей худых, приверженности к миру и его благам суетным; нет ли в воображении образов нечистых и срамных, в памяти – деяний студных и примеров губительных, в сердце – похотей вреждающих (вреждение – порча). Не верь в сем отношении собственному суду и разумению; возьми светильник слова Божия и пройди с ним всю область твоего существа. Надобно, чтобы ты весь был чист, ибо ты весь омыт некогда благодатью Духа; надобно, чтобы ты весь сиял златом любви к Богу и ближним, ибо ты куплен дорогою ценою – Кровью Сына Божия! Впрочем, Родившийся, вместо твоих даров, обогатит тебя Своими; только не приноси к яслям Его с собою мира и его похотей, а явись с сердцем сокрушенным и духом смиренным.

 

И одно воспоминание Рождения Спасителя, если только оно будет происходить надлежащим образом, поведет необходимо ко многому, истинно спасительному. Ибо, рассудите сами, можно ли воспомянуть ясли и нищету Спасителя и не устыдиться своей роскоши, своих убранств, на кои истощаются труды и пот подручных нам? Можно ли воспомянуть смирение Божественного Отрочати, и не содрогнуться от своей гордости, надмения и тщеславия, для коих у нас часто нет никаких пределов? Можно ли воспомянуть бегство в Египет от жестокого Ирода, и не почувствовать нового мужества к перенесению несправедливостей мира? Сыны Израиля, сидя на реках Вавилонских, находили некогда все побуждения жить свято между язычниками, когда воспоминали о своем Сионе (Пс. 136:1): христианин ли не найдет побуждений к чистой и святой жизни, воспоминая о своем Спасителе?

Итак, думающий ограничиться в наступающий праздник одним воспоминанием Рождества Христова, – ограничься, если можешь, пределами памяти (Отрочати Вифлеемскому не впервые будет почивать на малом пространстве); но уступив Ему сию малость, дай всю свободу над нею: пусть память твоя вся займется Им и Его смирением, – и ты увидишь, как она сама не вместит Его, передаст уму, потом сердцу, и как вся душа твоя обратится в храмину Вифлеемскую.

 

Иисус Христос должен родиться не в одном Вифлееме, а в сердцах наших. Это, во-первых, обещает Он Сам, когда говорит: «любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим… и к нему приидема и обитель у него сотворима» (Ин. 14:21, 23). Ту же истину многократно и многообразно засвидетельствовали Его святые апостолы. Так, Павел, желая ефесским ученикам своим соделаться истинными христианами, молит для сего Бога о том, чтобы Иисус Христос вселился верою в сердцах их (Еф. 3:17).

 

Подобным образом болезновал он и о галатских христианах, «дондеже вообразится в них Христос» (Гал. 4:19). И о себе самом, как примере и образце, коему должно подражать, говорил, что живет «не к тому он, но живет в нем Христос» (Гал. 2:20). После сего сомневаться в действительном вселении Спасителя в сердцах наших, значило бы сомневаться в самом Евангелии и вере.

 

Надобно соединиться с Ним всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, необходимо начать жить Его пресвятой жизнью. Он принял плоть нашу, а мы должны принять и Пресвятую Плоть и Всесвятый Дух Его, принять и хранить навсегда. Только такое соединение с нашим Господом доставит нам тот мир и то благоволение, тот свет и ту жизнь, кои потеряны нами в Адаме первом, и возвращаются теперь от лица Адама Второго.

 

Итак, «уготовися срести Бога твоего , духовный Израилю!» Благоукрасися, умный Вифлееме! Отверзися, сердечный Эдеме! «Господь близко» (Флп. 4:5), звезда над главою, Дева и волхвы на пути! Не замедли и ты, душа верующая! – Может быть, это последнее в отношении к тебе явление твоего Спасителя на земле, и ты уже не узришь Его более во яслех.

Святитель Иннокентий Херсонский

Слово в начале Рождественского поста

«Благовестник» №43, 2010 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

(84)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *