Свт. Серафим (Соболев), архиеп. Богучарский

26 февраля Церковь чтит память святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, который был прославлен в лике святых совсем недавно – в 2016 году.

Святитель Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился в 1881 году в Рязани в многодетной семье простого мещанина. В 1894 году Николай был принят во второй класс Рязанского духовного училища, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

На духовное становление и дальнейший жизненный путь будущего архипастыря повлиял инспектор академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Феофан (Быстров), а также праведный Иоанн Кронштадтский. Общение с этими подвижниками подтолкнуло Николая к решению вопроса о монашеском постриге. 26 января 1908 г. Николай Соболев, будучи студентом IV курса академии, был пострижен в монашество с именем Серафим и вскоре рукоположен во иеромонахи.

 

22 декабря 1912 г. иеромонах Серафим был назначен ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Там же, в Воронеже, архимандрита Серафима застали революция и Гражданская война. В марте 1918 г. семинария была закрыта большевистской властью, ее здание заняли красноармейцы. Архимандрит Серафим со своим больным братом переезжает на юг России, а вскоре, ввиду вступления в Крым большевиков, вместе с остатками Белой армии и беженцами покидает родную землю, перебравшись в Болгарию.

 

В 1921 г. он стал епископом Богучарским (при этом какое-то время именовался епископом Лубенским). В том же году епископу Серафиму было поручено управление русскими православными общинами в Болгарии. Местом его служения стал храм святителя Николая на бульваре Царя-Освободителя. В 1934 г. епископ Серафим был возведен в сан архиепископа.

 

С 1920-го по 1945 г. архиепископ Серафим подчинялся Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Но, несмотря на отъезд за границу, владыка не осуждал архипастырей и пастырей, которые остались служить Церкви на территории советского государства. Вообще в отношении государственного строя России он был приверженцем монархии, «симфонии» — слаженного, гармоничного взаимодействия Церкви и светских властей.

 

В сентябре 1944 г. в Болгарию вошли советские войска. Вскоре после этого архиепископ Серафим обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой о принятии в Московский Патриархат. Таким образом, 30 октября 1945 г. архиепископ Серафим и семь русских приходов в Болгарии были приняты в юрисдикцию московской церковной власти. Управление этими приходами поручалось архиепископу Серафиму с непосредственным подчинением Патриарху Московскому и всея Руси.

 

Владыка мирно скончался 26 февраля 1950 г. в Софии. Архиепископ Серафим еще при жизни считался старцем и прозорливцем. В Болгарской Православной Церкви неоднократно поднимался вопрос о его канонизации. 3 февраля 2016 г. святитель Серафим был причислен к лику святых для общецерковного почитания деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

 

«Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны».

 

Архиепископ Серафим завещал нам следующую святоотеческую мысль: «Православное богословие прямо пропорционально целомудрию». Это значит, что для того чтобы достичь православной истины, необходимо вести целомудренную, святую жизнь. Если душа твоя погрязла в грехах, то она не будет в состоянии правильно отражать светлые и чистые богооткровенные истины. Ереси рождаются в душах нечистых и, по преимуществу, в душах, исполненных гордости, приводящей очень часто к духовной прелести.

 

Архиепископ Серафим, этот смиренный, святой жизни архиерей, считал своим призванием и своим долгом всегда защищать Православную истину в нашем развращенном и полном еретических заблуждений ХХ веке. Он бескомпромиссно восставал против всякой неправильной еретической мысли даже в трудах богословов, претендовавших быть православными. Владыка Серафим не боялся вступить в спор с самыми большими, согласно общественному мнению, авторитетами богословия, если дело касалось защиты спасительной божественной истины. Не проявляя никакой личной неприязни к согрешающим против Православия, он никогда не жертвовал истиной ради неправильно понимаемой «любви» к ближним, помня слова апостола Павла: «Аще бо бых еще человeком угождал, Христов раб не бых убо был» (Гал. 1:10). Он часто напоминал, что надо всегда «истинствовать в любви» (ср.: Еф. 4:15).

(91)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *