Послушание веры

7 апреля Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот праздник отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова.

Чему мы можем и должны научиться, читая о Благовещении в Писании и размышляя о нём?

Благовещение – это не только радость о грядущем рождении Спасителя. Матерь Божия являет нам пример крепчайшей веры, послушания без сомнения и превозношения. И, следуя Ее примеру, мы можем стараться в духовном делании, чтобы и нам, хоть отчасти, облечься Ее красотой.

 

«Рече Мариамь: се раба Господня, буди мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38). Вот слова земныя, но которые, подобно небесным, чище искушеннаго сребра, вожделеннее злата, ценнее драгоценных камней. Вот сокровище, которого пять тысяч лет небеса искали на земле, и которое открыть послан был один из ближайших предстоятелей Небесного Престола!

 

 

Никто не станет сомневаться в том, что, для избрания быть Материю Господнею, требовалось в избираемой высочайшее, возможное на земли, достоинство. Но в чем состоять может достоинство существа разумного и свободного, если не в чистых и возвышенных воззрениях ума и движениях свободной воли? – Надлежало дать им место, чтобы основалось, утвердилось и, к утешению и назиданию нашему, явилось в Деве Марии достоинство Матери Господней. Ея смущение от высокого Архангелова приветствия было движение души глубоко смиренной. Удержание сего смущения в молчаливом размышлении знаменовало мудрость, твердость и спокойное величие духа. В вопросе: «како будет сие, идеже мужа не знаю?» – проявлялась неизменная любовь к чистоте девства. Наконец в решительном изречении: «се раба Господня, буди мне по глаголу твоему», – изрекло себя послушание веры.

 

Если, как учит Апостол, «верою вселяется в сердца Xpистос» (Еф. 3:17), уже приближившийся к человечеству и приобщившийся онаго воплощением: то колико превосходнейшая и крепчайшая вера потребна была Деве Марии, дабы первоначально воплощением вселился в Нее Сын Божий, так еще не близкий к человечеству, и по недоступной ни для какой твари высоте Своего Божества, и по причине средостения, которое грех поставил между Божеством и человечеством! И обрелась в Ней такая вера, и соделала для Нея возможным чистое и совершенное послушание, – призванию непостижимому послушание без сомнения, призванию безмерно-высокому – послушание без превозношения. И сие послушание преклонило душу Ее под осенение Духа Святого, соединило волю Ее с волею Божиею, отверзло сердце Ее для входа силы Вышняго; и Вечный Свет пришел и засветил в Ней жизнь, новую не только для земли, но и для неба, небесную в земной, вечную во временной, Божескую в человеческой, всеоживляющую в умирающей. «И слово плоть бысть, и вселися в ны» (Ин. 1:14).

«Дивна дела Твоя, Господи!» (Откр. 15:3) Дивны Твоя тайны, Богородице! Кто слышит Твой тихий глагол в Твоей затворенной молитвенной храмине? Кто провидит, какие огромные дела ведет за собою Твое малое слово? Мир ощущает ли сию минуту, в которую делается перелом всецелой судьбы его, в которую изменяются отношения между землею и небом?

 

Ты же, благомысленно ищущая своего спасения душа, вразуми себя словом и примером Преблагословенныя Девы, как высоко возводит, как многое совершает, как совершенно благоугождает Богу скромная и неблистательная, по видимому, добродетель, – послушание веры.

Святитель Филарет Московский

«Благовестник» №3, 2006 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

(81)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *