О Крестоношении

Есть поэма под названием «Обмен креста». В ней представляется усталая, изнуренная женщина, изнемогающая под тяжестью своего креста, и мечтающая о возможности променять его на какой-либо другой крест, из уверенности, что всякий другой окажется легче.

 

Она заснула и странное видение явилось ей во сне: она очутилась среди множества крестов различного вида и величины, лежащих на земле. Один из них приглянулся ей — он был небольшой, украшенный драгоценными каменьями, в золотой оправе.

«Вот, — подумала она, — этот крест я могла бы нести без труда». Однако, как только она его подняла, он стал давить ее своею тяжестью; золото и каменья были прекрасны, но тяжесть их была ей не по силам. Рядом лежал другой крест, обвитый прекрасными цветами. «Вот этот, без сомнения, создан для меня!» — воскликнула женщина и поспешно взяла его в руки, но под чудными цветами оказались шипы, которые, вонзаясь в ее тело, причиняли боль.

 

Наконец на ее пути нашелся крест простой, ничем не украшенный, не отличающийся ни изящной формой, ни богатой оправой, на нем лишь было начертано слово любви. Подняв крест, она понесла его дальше и убедилась, что он был самый легкий из всех, испробованных ею.

 

И что же: в радостном сиянии Небесного света женщина узнала в нем свой прежний крест, которым она пренебрегала! В безумных своих поисках она нашла его, и он оказался самым ей подходящим. Господу известно, какой именно крест нам нужен и какой мы способны принять. Он измеряет его по нашим силам; мы же не можем судить о тяжести испытаний, посылаемых нашим ближним. Томясь недостатком, нищетою, мы смотрим с завистью на богатого — но, быть может, золото и каменья прибавляют тяжесть к его кресту.

 

Другая жизнь представляется нам цветущей, в безоблачном счастье, но мы не видим шипов, кроющихся за чудными розами. Итак, если бы мы могли попробовать все многочисленные кресты, посланные Господом страждущему человечеству, мы убедились бы несомненно, что наших сил не хватило бы ни на один из них, кроме нашего собственного, который Господь в Своей любви избрал для нас.

 

О нашем Крестоношении

Что значит взять крест, и взять крест именно свой? Это значит, что каждый христианин должен терпеливо переносить именно те оскорбления и те гонения от мира, которые его постигают, а не какие-либо другие.

 

Это значит, что каждый христианин должен с мужеством и постоянством бороться именно с теми страстями и с теми греховными помыслами, которые возникают в нем.

Это значит, что каждый христианин должен с покорностью, с преданностью воле Божией, с исповеданием правосудия и милосердия Божия, с благодарением Богу переносить те именно скорби и лишения, какие попустит ему Божественный Промысл, а не другие какие-либо, рисуемые и предлагаемые гордостным мечтанием.

 

Это значит — довольствоваться именно теми телесными подвигами, которые соответственны нашим телесным силам, в которых именно нуждается плоть наша для содержания ее в порядке, а отнюдь не стремиться, увлекаясь тщеславным усердием, по выражению святого Иоанна Лествичника, к усиленному посту, к усиленному бдению и прочему безмерию в подвигах, разрушающему телесное здравие и направляющему дух к самомнению и самообольщению.

 

Все человечество трудится и страждет на земле; но как разнообразны эти страдания; как разнообразны страсти, которые нас борют; как разнообразны те скорби и искушения, которые посылает нам Бог для врачевания нашего, для очищения наших согрешений; какое различие у человеков в самых телесных силах, в самом здравии! Точно: у каждого человека – крест свой. И этот-то крест свой заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу.

 

Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим собою, с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним, тот только может разумно и правильно последовать Христу.

 

Что значит — последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела. Значит: заимствовать свой образ мыслей из Евангелия, настроить сердечные чувства по Евангелию и служить выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными. К такому последованию Христу способен, повторяем, только тот, кто, избежав обольщения изволенным ему смиренномудрием (Кол. 2.18), восхотел обрести истинное смиренномудрие там, где оно почивает, — в послушании и покорности Богу. Вступивши в повиновение Богу, в повиновение, соединенное с полным самоотвержением, взял крест свой, признал и исповедал этот крест своим.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Благовестник» №36, 2010 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

(39)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *