Неделя 13-я по Пятидесятнице

В Неделю 13-ю по Пятидесятнице, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в монастыре прошли праздничные Богослужения. За Богослужениями были прочитаны два Евангельских чтения: воскресное – о злых виноградарях (Мф. 21:33-42, зач. 87) и Иоанну Предтечи (Мк. 6:14-30, зач. 24).

После каждой Литургии был отслужен молебен о страждущих недугом винопития, по случаю Дня трезвости, установленного Священным Синодом к празднованию 11 сентября.

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 

 

Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 

 

Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 

 

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. 

 

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? (Мф. 21:33-42, зач. 87)

 

Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

Сегодняшнее евангельское чтение вновь напоминает нам притчу Господа Иисуса Христа, как один хозяин, насадив и тщательно устроив виноградник, отдал его возделывать и хранить садовникам, а когда наступило время собирания плодов, он послал слуг за плодами. Но садовники иных из слуг избили, иных даже убили. А когда хозяин, наконец, послал к ним сына, чтобы устыдить и образумить их, то они и с сыном поступили так же: «вывели его вон из виноградника и убили» (Мф. 21, 39).

 

Рассказав притчу, Господь Иисус Христос спросил окружающих: «Что же сделает с этими садовниками хозяин, когда сам придет?» Ему ответили, что злых людей он предаст смерти, а виноградник передаст другим (Мф. 21, 40—41).

 

Довольно прозрачно указав в рассказанной притче, что она ближайшим образом относится к окружающему Его народу, что виноградник есть Царство Божие в его постепенном развитии на земле, что садовники — это те, кому вверено руководство народом Божиим, его просвещение и воспитание, что слуги, подвергавшиеся побоям, — это посланники Господа, пророки, а сын — это Сам Сын Божий, Который должен был бы быть принят с подобающим почетом, Христос словами одного из псалмов сказал, что Этот Сын, отвергнутый, как Строители отбрасывают негодный, по их мнению, для постройки камень, сделается в действительности основанием, краеугольным камнем, на котором будет построено все здание Его Царства.

 

А так как Этого Сына, как и пророков, отвергли руководители еврейского народа, то Иисус Христос добавил: «Поэтому отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 43).

 

Притча эта, сказанная еврейскому народу, имеет вечное, непреходящее значение для всех нас. Все, кто в жизни, в направлении своих стремлений, желаний, в деятельности является неверным своему призванию, своему назначению, отвергаются Господом и гибнут, — будь это отдельное лицо, будь это целый народ. Яркое подтверждение этого мы видим в истории избранного народа, которому было вверено обетование, вверено хранение обетования о Царстве Христовом и который, однако, не признал во Христе Мессии, когда Он явился; то же можно видеть и в жизни отдельных людей. Отхождение от того пути, который предсказан Господом, неминуемо ведет к гибели.

 

Обратимся, братие, прежде всего к себе самим, как сынам Церкви Христовой, призванным быть чадами Божиими. Велико призвание наше, великие обязанности налагает оно на нас. Но велики и те дары, которые дает нам Господь в помощь для достижения высокой цели нашей жизни. Он попечительной рукой ведет людей ко спасению. Он посылал пророков; Он так возлюбил мир, что Сына Единородного отдал за спасение человечества; Он в каждом роде посылает избранных Своих для вразумления и наставления нас; Он обильно разливает благодатные силы через Церковь Свою, помогая нам бороться со злом в себе самих и в окружающей нас жизни.

 

Но, как некогда избранный народ Божий относился к пророкам, посылавшимся Господом, как он отнесся к Сыну Божию, убив Его, так же и мы часто относимся с нелюбовию, даже со злобою к слову правды, если оно направлено для вразумления и задевает нас, с нетерпением и ропотом относимся к испытаниям, посылаемым к нашему очищению. Таково же и наше отношение к Сыну Божию. Ведь мы омылись драгоценною Кровию Христа Спасителя и все же нередко вновь распинаем в себе Сына Божия (Евр. 6, 6), снова добровольно и охотно сами идем по путям неправды и лукавства. Как евангельские садовники впустили сына в виноградник, так и мы принимаем Христа в свою жизнь, принимаем Его Евангелие, Его учение и заповеди; но потом, как те вывели Его из сада и убили Его, так и мы выкидываем из жизни Его заветы, забываем Его учение, теряем Божию правду, оставляем даже веру.

 

Не потому ли и отнимается от нас Царство Божие, Его благодатные дары —любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие и другие (Гал. 5, 22), и мы погружаемся в пороки злобы и неправды что не сохранили мы верности нашему христианскому призванию, что отошли от Господа?

 

Пока не поздно, обратимся от всего сердца к Господу с покаянием, встанем на стези заповедей Его и будем усердно молить Его, чтобы Он «не по беззакониям нашим сотворил с нами» и «не по грехом нашим воздал нам».

«Согрешихом… но не предаждь нас до конца, отцев Боже». Аминь.

Митрополит Леонид (Поляков)

 

(44)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *