Как жить по воле Божией

Один знаменитый богослов в продолжение восьми лет прилежно и непрестанно молил Бога о том, чтобы Он явил ему человека, могущего указать прямой и неложный путь к достижению Небесного Царствия.

Однажды, когда этот богослов был объят сильнейшим желанием найти такого человека и не мог ни о чем другом думать, как только увидеть учителя и наставника сокровенной истины, усугубил он горячие мольбы свои к Богу. Вдруг слышит невидимый небесный голос, говорящий ему: «Выйди за двери церковного придела и найдешь человека, которого ищешь!» Послушный этому голосу богослов, немедленно идет и у церковных дверей находит нищего в рубище. Подходит к нему мудрый богослов и приветствует словами:

 

– Доброго и благополучного утра желаю тебе, старче!

– Никогда не имел я недоброго и неблагополучного утра.

Виноградов Сергей Арсеньевич.
Нищие у монастырских ворот. 1929

Мудрый вопрошатель, как бы исправляя первый свой привет, говорит:

– Да пошлет тебе Бог все доброе!

– Никогда не постигало меня ничто недоброе.

 

Усомнился при этом мудрый вопрошатель, думая сам в себе, хорошо ли он слышит, может быть он глух? И говорит ему:

– Что с тобой, старик? Я желаю тебе всякого благополучия.

– Я никогда не был в неблагополучии, — отвечает нищий.

 

Богослов, думая, что нищий велеречив, большой говорун, и желая испытать его разумение, говорит ему:

– Хочу, чтобы все твои пожелания исполнились; чего ты хочешь, чтобы то все Бог послал тебе.

– Я, – отвечал нищий, – ничего такого, что ты мне желаешь, не ищу: все бывает согласно с моим желанием, если я не прилагаю особых планов для своей жизни, а живу себе по воле Божией.

 

Опять мудрый вопрошатель, как бы уходя и прощаясь с убогим, говорит:

– Бог да сохранит тебя, добрый человек, за то, что ты не увлекаешься благополучной жизнью, но прошу тебя, скажи мне, ты ли один между бедствующими на земле – блаженный. Итак, напрасно сказал Иов, что человек, рожденный женою, краткодневен и преисполнен многих бедствий и многих печалей (см. Иов. 14:1); как же ты один избавлен от всех злых времен и приключений?

 

– Все то, что я сказал тебе, господин мой, истинно говорил я тебе. Когда желал ты мне доброго и благополучного утра, на это отвечал я, что я никогда не бывал в несчастии, потому что жребием, дарованным мне от Бога, я доволен всегда: не искать счастья и мирских успехов составляет для меня величайшее благополучие. Молюсь же только Небесному Отцу, Который все направляет к лучшему в жизни каждого человека, как приятное, так и не приятное для него, ибо Он совершенно знает, первое ли или последнее для каждого человека есть истинно и спасительно. Поэтому и говорю, что я никогда не бывал в неблагополучии, потому что всё в моей жизни бывает для меня по моему желанию: терплю ли голод, благодарю за то Всевидящего Бога; мороз ли жжет меня как огнем, или дождь льет на меня ливнем, равным образом прославляю Бога за то; если кто издевается надо мною, делает нападение и обиды, также благодарю Бога, ибо уверен, что это делается мне по воле Божией, а все, что Бог посылает нам, служит для нашего добра, для нашего совершенствования. Весьма достоин сожаления тот, кто считает так называемое мирское счастье за что-либо важное и существенное. И опять: действительно тот несчастен, кто ищет в мирском каком-либо благе себе полного удовлетворения. Истинное и незыблемое удовольствие и блаженство в настоящей жизни имеет тот только, кто искренно и несомненно отдал себя в волю Божию и проводит здешнюю жизнь свою по воле Божией, ни в чем ей не противореча. Ибо воля Господня есть полнота совершенства и доброты. А потому я никогда не был неблагополучным, ибо всю мою собственную волю всецело отдал в руки Божии, так что сердечное мое хотение или нехотение есть то же самое, что и Божие обо мне хотение или Его Промышление обо мне. И я благодарю Бога во всяком положении моем за получаемую мною от Него милость, хотя бы она казалась горькой.

 

– Но, прошу тебя, скажи мне: если бы Бог изволил низринуть тебя во ад, те же ли самые мысли имел бы ты, какие сейчас ты мне высказал?

Нищий духом вдруг воскликнул:

– Меня ли Он низринет в преисподнюю? Да будет тебе известно, что у меня есть две дивно крепкие руки, ими я уцепился бы за Бога: одна рука это глубочайшее смирение через принесение самого себя в жертву Богу; другая рука — это нелицемерная любовь к Богу, разливающаяся от сего глубочайшего центра на всех ближних наших через наши благотворные для них действия. Означенными обеими руками крепко ухватился бы я за Бога и, куда бы ни послал Он меня, повлек бы я и Его с собою вместе, и, поистине, мне было бы благоприятнее быть с Богом вне Неба, чем без Бога на Небе.

 

О многом хотел еще спрашивать мудрый у нищего духом, но имея твердую надежду найти для этого другое благоприятное время, простился с ним, говоря: «Будь здоров, старче!» – и ушел от него, внутренне размышляя в себе много, как бы говоря: «Вот нашел я истинного учителя правого пути к Богу».

 

Путь этот есть всецелое предание всего существа нашего, всего себя со всеми обстоятельствами нашей жизни в волю Божию. Эмблемой такого обращения нашего к Богу да послужит нам растение подсолнечник – илиотропион, пусть он будет всегда пред очами нашими. О нем, как о некотором чуде, писал Пли

ний: «Мы многократно говорили, что растение подсолнечник представляет своего рода чудо в природе: оно постоянно обращено головой своей к солнцу и вместе с ним обращается от востока до запада, даже во дни облачные, до того сильно любит оно солнце. Ночью же ради исключительной любви к одному солнцу, совокупляет оно свои цветочные лепестки воедино и закрывает их».

 

Христианин-читатель! Заметь это раз навсегда, что подсолнечник и в мрачные дни совершает круговое течение, следуя за солнцем из неизменной любви, влечения естественного к нему. Нашим солнцем, освещающим наш житейский путь, является воля Божия; она не всегда безоблачно освещает нам дорогу жизни; часто с ясными днями мешаются мрачные для нас дни: дожди, ветры, бури поднимаются. Да будет же так сильна любовь наша к нашему Солнцу – воле Божией, чтобы мы неразлучно с ней могли и во дни невзгод и скорби, как подсолнечник во дни мрачные, продолжать безошибочно плавать по житейскому морю, по указаниям барометра и компаса воли Божией, ведущей нас в безопасную пристань вечности.

Святитель Иоанн Тобольский

«Благовестник» №26, 2010 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 2»

(117)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *