Сретение – встреча Ветхого и Нового Заветов.

15 февраля (2 февраля по ст.ст.) – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Этот праздник установлен в память принесения Богомладенца Иисуса Христа на сороковой день по Его Рождении Пресвятой Богородицей в Иерусалимский храм по закону Моисееву, который повелевал всякого первенца мужского пола посвящать Богу и приносить жертвы за очищение матери.

 

Сретение – встреча.

Это праздник воспоминания священного события и благих нам напоминаний.

 

Си́лою Боже́ственною Управля́ема, прии́де Пресвята́я Де́ва во святы́й гра́д Иерусали́м, я́ко светоно́сный де́нь, Со́лнце Пра́вды Христа́ всему́ ми́ру возсиява́ющи. Сия́ бо я́ве яви́ся Престо́л Херуви́мский, зело́ высо́к сла́вою де́вственною превознесе́н, Та́ бо на руку́ Свое́ю но́сит Царя́ Сла́вы, Ему́же незри́мо предстоя́т шестокрила́тии Серафи́ми, со все́ми небе́сными си́лами вопию́ще: Аллилу́иа. Из Акафиста Сретению Господню, кондак 3.

 

В этот день человечество встречало Бога: в Иерусалимский Храм вносится Творец Закона – во исполнение Закона, «прежде век рожденный» – «яко младенец  четыредесятодневен», посвящается Богу – сын Божий.

Сретение – встреча Ветхого и Нового Заветов.

Весь Ветхий завет преисполнен ожиданиями прихода Мессии, Спасителя мiра. Много было людей в Иерусалимском храме, но только Симеону «мужу праведному и благочестивому, чающему утешения  Израилева» и Анне пророчице дано было увидеть в Младенце Бога.

 

«Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали – Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих душ!» Святитель Феофан Затворник

 

Праздник Сретения Господня обращен к каждому из нас.

 

По слову священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского «Сегодняшний праздник нам, грешным людям, должен быть ближе прошедших праздников Рождества и Богоявления. То были праздники Света явившегося. Сегодняшний праздник – праздник Света, воспринятого человеком. Все мы, знаменованные Светом («Свет Твой, Господи, знаменася на нас»), зовемся к принятию Света. Сегодня – праздник воспринятого Света, праздник Симеонов, праздник душ, озаренных Светом… Он будит в нас немеркнущий идеал жизни, центр наших земных стремлений и указывает на возможность его осуществления – озарение Светом Бога и влитие в Него».

 

Встреча с Богом бывает в жизни каждого человека и, как это было две тысячи лет назад, кто-то может не узнать, не заметить Божиего посещения или, узнав, отвергнуть, или, принять Господа в сердце свое, последовать Его зову.

 

«Ты, Го́споди, рука́ми душе́вными сподо́би прия́ти хва́лящия Твое́ смотре́ние, и на́с, ве́рою пою́щих Тя́, приими́, я́ко Человеколю́бец». Канон предпразднства, песнь 5

 

Всем нам предстоит встреча с Господом, когда мы прейдем из сей временной жизни в вечность, блаженную или плачевную.

И надо так жить с постоянным памятованием о Боге «ходить пред Богом», как учат духовные наставники, чтобы прежде смерти нам было дано увидеть Христа, иначе там мы можем Его не увидеть.

Последняя встреча Господа для всего рода человеческого будет во Второе пришествие Христово, на Страшном Суде, когда окончательно решится участь каждого человека.

 

«Братия! чтобы встретить нам радостно Господа во Второе славное Его Пришествие, – обращается к православному народу святой праведный Иоанн Кронштадтский, – научимся встречать Его здесь — ежегодно в праздник Сретения и во все праздничные и воскресные дни, и особенно во Святых Тайнах, то есть будем с великою верой и сердцем сокрушенным и смиренным приступать к Святой Чаше. Для тех, кто обыкли (привыкли – ред.) достойно встречать Его здесь, в нынешнем веке, не страшно будет и сретение Его во второе и славное Пришествие».

 

Об этих встречах – Встречах в истинном и высоком смысле – возвещает Церковь устами богопросвященных песнописцев, создателей Богослужебного последования праздника, поучает словами святых отцов и современных проповедников.

 

«В Сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых», – пишет святитель Феофан Затворник в своем душеполезном труде «Мысли на каждый день года».

А вот что говорит о чуде Сретения в человеческой жизни православный подвижник и пастырь приснопамятный архимандрит Кирилл (Павлов):

«Что удостоило праведного Симеона сделаться Богоприимцем и Богоносцем? То, что он был человек праведный, ожидающий утешения Израиля (Лк.2:25), то, что он жил по закону Божию и ожидаемого Мессию носил в сердце прежде, нежели принял Его в свои трепещущие руки. Если бы этого не было в праведном Симеоне, то не удостоился бы он принять Христа на руки свои, или если бы и принял, то не воспел бы такой отрадной песни: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Ведь внешнее осязание Христа и прикосновение к Нему без внутренней веры и любви бесполезно… Богоносцем может назваться лишь тот, кто соблюдает заповеди Христовы, любит Бога».

 

 

А в народе о празднике Сретения говорят: «Зима с весной встречается», – и это присловье не лишено духовного смысла:

Зима – холод неведения бога, богозабвение, весна – обновление, пробуждение духовное, которое дарует только господь, пришедший в мiр, пришедший к каждой душе.

В самом деле, чем явилось для человечества пришествие Спасителя, как не наступлением благодатной весны, когда под живительными лучами Солнца Правды стали расцветать души людские?

Праздник Сретения – одновременно и Господский и Богородичный. И в тропаре церковь воспевает: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос бог наш…»

И величание Праздника не разделяет Божественного Сына и Его Пречистую Матерь: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в Храм Господень».

Не забыт и праведный Симеон: «Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение» (Тропарь Праздника).

Почти в каждом песнопении праздничного Богослужения воспоминается Богоприимец, державший на руках Вседержителя, а не на следующий день Церковью положено отдельное празднование праведному Симеону Богоприимцу и Анне пророчице.

В тот же день (16 февраля) почитается икона Божией Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная» – образ, запечатлевший пророчество «Тебе же Самой оружие пройдет душу», предзнаменование великих страданий Божией Матери при жизни Ея земной – до Голгофского Креста Сына, и доныне – за всех людей.

 

подготовила монахиня Наталия (Чурсанова)

Алексеево-Акатов женский монастырь, 2021 год

 

(36)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *