18 июля – память преподобного Сергия Радонежского, один из Престольных Праздников в нашей обители.
В 2022-м году Православная Церковь празднует значимую юбилейную дату – 6 веков назад были обретены мощи Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.
Преподобный Сергий Радонежский преставился 25 сентября 1392 года. В это время заложенный им в 1337-м году на горе Маковец Троицкий монастырь уже был духовным центром русских земель. Он жил по общежительному уставу, имел множество деревянных строений и два храма. Перед своей кончиной игумен просил братию похоронить себя на общем братском кладбище. Однако Митрополит Киевский Киприан благословил иначе, и честные останки подвижника упокоились в созданной им обители, в деревянной Троицкой церкви. В 1408-м году, при нашествии темника Золотой Орды Едигея, этот храм был сожжен. В 1412-м году построили новый Троицкий храм — на том месте, где сейчас располагается Духовская церковь. Он также был деревянным.
В 1422-м году, через 30 лет после блаженной кончины преподобного Сергия, началось строительство нового каменного Троицкого собора. Перед началом строительства Преподобный явился в видении одному благочестивому христианину и повелел передать игумену Никону Радонежскому и братии следующие слова:
«Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?»
И вот, на том месте, где ныне располагается Троицкий собор, были обретены святые мощи. Не только тело, но и одежда не предались никакому тлению, хотя кругом стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии Звенигородского князя Юрия Димитриевича, 5 июля 1422 года честные останки были изнесены из земли и временно поставлены в Троицкой деревянной церкви. По окончании строительства нового каменного Троицкого собора их перенесли туда.
Василий Ключевский в 1892 году писал: «Творя память преп. Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преп. Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».
«Самые драгоценные вклады Преподобного Сергия — не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание». Ключевский называл Сергия Радонежского «благодатным воспитателем русского народного духа».
Протоиерей Димитрий Смирнов говорил: «Преподобный Сергий по своему рождению был боярин, но не воспользовался плодами своего происхождения, а ушел служить Богу. Ушел вместе со своим братом, который был подвигнут его ревностью. Но брат вскоре оставил его, не выдержал этой очень трудной, жестокой жизни. И то подлинное христианское устроение, которое стяжал преподобный Сергий в результате всей жизни, совершило удивительные чудеса: он сумел собрать воедино страну, полностью разоренную междоусобицами, безбожным отношением людей друг ко другу. И это еще раз подтверждает слова Господни: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам».
Сергий совсем не думал о таких замечательных словах, как патриотизм, любовь к родине; ничего это ему даже в голову не приходило, он был человек очень смиренный, скромный, совершенно некичливый. Конечно, он знал, что слава о нем дошла даже до Константинополя, потому что Патриарх Константинопольский ему подарки присылал, но он совершенно к этому не прилеплялся сердцем. В житии описан даже такой случай: некий человек хотел увидеть Сергия, ему указали на монаха в заплатанной одежде, работающего на огороде, но он никак не мог поверить, что это Сергий и есть. Только когда князь сошел с коня и поклонился в ноги этому дедушке в заплатках, тогда он понял, что действительно это сам игумен. И причем Сергий заплатки на себя надевал не ради какого-то театра, чтобы показать, как он любит бедность, а потому, что он совершенно не интересовался внешними регалиями. Его интересовала только его собственная внутренняя жизнь, он только об этом заботился, об этом думал и об этом молился Богу, это только созидал. Прежде всего духовное заполняло всю его душу, и стремление его было только духовное, и хотел он только спасения своей души – а все остальное к нему приложилось.
Конечно, во внутреннюю жизнь такого святого человека проникнуть нельзя. Это всегда тайна стояния человека перед его Богом. Но «всякое дерево познается по плоду». И по тому, что принесла жизнь Сергия, мы видим, что этот человек необычайной святости, потому что плоды, которые принесла его жизнь, огромны. Именно поэтому мы можем с уверенностью сказать, что он воссоздал в своем сердце Царствие Божие. И от того огня, который горел в его сердце, загорелись сердца и всех его учеников. Поэтому ученики преподобного Сергия тоже стали преподобными, и ученики учеников. Он никого не уговаривал, никого ни в чем не убеждал, он просто жил и молился, и вокруг него стали спасаться люди».
Преподобный Сергий не оставил после себя письменного наследия, остались лишь некоторые духовные наставления и заветы, которые сохранились в сказаниях и в церковном предании. Известно также о том, что он не любил длинных речей, говорил кратко, иногда притчами. Его любимым словом, было слово «дерзайте», а заповедью — «глазами сердца смотри».
«Внимайте себе, братие, всех молю. Прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную. К сим же и страннолюбие и смиренномудрие с покорением, пост и молитву, пищу и питие в меру. Чести и славы не любите. Паче же всего бойтесь и поминайте час смертный и второе пришествие» – завещание преподобного Сергия.
«Люты скорби, но сладок рай, болезненны труды, но вечная за них награда. Благодать Божия никому не дается без скорби и искушений» – из поучения преподобного Сергия.
«Если вы желаете служить Богу, приготовьте сердца ваши не к пищи , не к питью, не к покою, не к беспечности, но к терпению, чтобы претерпеть всякое искушение, беду и печаль. Приготовьтесь к тяготам, постам, духовным подвигам и ко многим скорбям, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14,22); Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12)» – из наставлений преподобного Сергия.
(128)