Восхождение на духовный Фавор

19 августа Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображения Господня и вспоминает евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной и вечной славе.

 

О Преображении Господнем сообщают трое евангелистов – Марк, Матфей и Лука. Это последний Господский двунадесятый праздник уходящего церковного года.

 

Господь преобразился перед учениками, открыл им тайну вечной радости, явил им свою Славу перед тем, как идти на Крест. На иконе праздника апостолы упали ниц, не в силах вынести яркости свята, исходящего от Спасителя в момент преображения. Апостол Петр захотел остаться там навсегда, он испытал вместе с благоговейным страхом и ужасом удивительную радость. Нам невозможно представить это смешение чувств в душе человека, который встретился с Богом. Это есть некая тайна. Этот яркий, ослепительный свет увидят все перед кончиной мира.

 

Тропарь Преображения Господня

Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, // Светодавче, слава Тебе. 

 

Кондак Преображения Господня

На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша, / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирови же проповедят, / яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

 

В Израиле и Греции Преображение приходится на пору созревания винограда. В этот день христиане традиционно приносят виноградные гроздья в храмы — и для благословения, и в знак благодарности богу.

 

В «невиноградных» странах, в том числе и на Руси, христиане стали освящать яблоки. Существует даже специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)». Так что одним из главных обычаев данного праздника является освящение в храмах первых плодов, созревших в текущем году.

Есть несколько версий, почему народ стал называть праздник «Яблочным Спасом». Например, это краткая форма слова «Спаситель». Также название выводят от слова «спасаться» («запасаться»): мол, с этого дня крестьяне начинали делать заготовки на долгую зиму.

 

Кстати, в народе издревле считалось, что до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки нового урожая. А вот в праздник освященные яблоки обязательно нужно разделить с друзьями и близкими, а также раздать друзьям и знакомым.

 

Восхождение на духовный Фавор

Возлюбленный христианин! Взойдем и мы ныне умом нашим на святую гору ту, на которой стояли пречистые ноги Спасителя нашего Бога, и увидим там преславное и от начала мира неслыханное зрелище. Там увидим, что, как солнце, сияет лицо воплотившегося нашего Бога, Который по земле ходил так же, как и прочие люди, – и ризы Его блистают, как свет. Там увидим, что предстоят Ему два славнейших пророка, Моисей и Илия, и с Ним беседуют.

 

Увидим там, что Петр со своими товарищами видением славы той так обрадовался, что с горы той и сойти не хотел, но в радости духа своего восклицает ко Христу: Господи! Хорошо нам здесь быть! Там услышим глас Божий из облака, о Сыне Своем свидетельствующий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:1–5).

 

Смотря на это преславное зрелище умным нашим оком и для пользы нашей поразмыслим об этом.

 

Прославленная на горе святой плоть Христова уверяет и обнадеживает нас, что подобная Христу слава будет у избранников Божиих в вечной жизни, как Сам Христос словом объявил: Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф. 13:43).

 

Христианин! Уверься в этом и взирай на эту славу. Апостол Петр, как и бывшие с ним, так сильно обрадовался, хотя только некую часть славы той увидел. Какая же радость в будущей жизни изольется в сердца избранников Божиих, когда не часть славы, а вся она откроется! Как сильно возрадуются и радоваться будут во веки, когда Бога лицом к лицу и славу Христову увидят, и без конца и пресыщения будут видеть!

 

Этой радости и сладости малую частицу и ныне святые Божии на земле чувствуют, и как малейшие крупицы, от небесной трапезы падающие, вкушают и гортани душ своих услаждают.Эта слава и радость должна быть поощрением людям благочестивым к подвигу доброму и пребыванию в нем до конца, по слову Христову: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10).

 

Христианин! В тоске и нужде твоей возводи ум твой туда, где Христово лицо просветилось, как солнце, и ризы были белы, как свет; и туда, где праведники сияют, как светила, и Бога видят лицом к лицу, и люди любезное дружество имеют с Ангелами, и в радости духа непрестанно поют «Аллилуйя!». Туда возводи ум твой, и утвердишься в вере и подвиге твоем. Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков будут восхвалять Тебя, Господи (Пс. 83:5).

 

К этой славе и радости возведите очи свои и вы, которые о земном, а не о горнем помышляете; желаете и ищете, как в мире сем обогатиться, прославиться и почести удостоиться. Возлюбленные! Вы – христиане, вы позваны словом Божиим к вечным благам, а не к временным; в вечной жизни уготованы нам все блага Небесным Отцом. Будем стремиться к ним с усердием. 

 

 Позваны мы словом Божиим и святым крещением обновлены для великой той славы. Достойно ли звания этого живем, осмотримся. Христианина не исповедание одно, но и вера и нрав, вере сообразный, делает христианином истинным.

 

Исповедуем Христа Сына Божиего, но слушаем ли Христа, Которого исповедуем? Знаем и веруем, что Бог послал Сына Своего к нам спасти нас, но слышим, что тот же Бог с неба святого Своего говорит нам о Нем: Его слушайте (Мф. 17:5). Слушаем ли Его, если хотим Его благодатью спастись? Осмотримся.

 

Если там хотим с Ним быть, то и здесь не должны от Него отлучаться, но неотлучно с Ним здесь пребывать. Если там хотим подобными Ему быть, то должны и здесь, в этой жизни подобными Ему быть. Если хотим в вечную жизнь за Ним и через Него прийти, то должны за Ним следовать Его путем и подражать Его смирению, любви, терпению и кротости. Если хотим быть участниками Его вечного царствия, то должны участниками быть и Его страдания и терпения. Если хотим с Ним прославиться, то должны и страдать с Ним, и поношение Его на себе носить, по Писанию: С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:17). Видели мы душевными нашими очами на Фаворе славу Христову, но если хотим ту славу получить, то последуем Христу и до Голгофы.

Святитель Тихон Задонский

«Благовестник» №34, 2007 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

 

(115)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *