Святым Духом всяка душа живится

Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне. (Степенна 4 гласа)

«Пятдесятницу празднуим и Духа пришествие… и таинство елико, яко велико же и честно». (Стихира на вечерне Пятидесятницы)

Празднуем Духа пришествие. Бог вдохнул в первозданного человека дыхание жизни Божественной; грех умертвил его. Ныне Бог дает человеку новый Дух, вдыхает в него новое дыхание жизни, чтобы оживотворить умерщвленную грехом душу. Апостолы были первыми живоприемными Его сосудами; от Апостольских же наченший ликов, Он излился потом на всяку тварь, и оживотворяя всех приемлющих, составил и счинил великое тело Церкви, возращающее всяческая в Господа, и еще растущее возращением Божиим. Дух Святой для всех есть живот и животворящий: чрез Него подобает родитися свыше всякому, приходящему в мир. Этим созидаемся в нового человека.

 

Святым Духом всяка душа живится. Оживление души есть первое в нас действие благодати Всесвятого Духа. Пока грех царствует в нас, душа наша мертва для Бога и жизни по Богу. Как от холода зимнего оцепеневает жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху и рабствует страстям: не видит очами ума, не слышит ухом доброго произволения и не разумеет сердцем ни Бога, ни Божественного порядка вещей и своей в нем участи.

 

В посеянном семени есть росток жизни, и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь; но если Господь не пошлет живительного духа весны, то они не созиждутся и не обновится лице земли. Так не оживет и дух человека, если не коснется его огнь Духа Божия, не согреет его Божественною теплотою Своею и не разрешит облежащих его, угнетающих и обуревающих стихий греха и страстей.

 

Не можем сказать, как совершается сие спасительное действие в нас Духа Божия; но знаем, когда, именно — в покаянии, первом решительном обращении ума и сердца нашего к Богу, когда Дух Божий возводит дух человека в чувство полной зависимости от Бога и своей пред Ним ответственности, поражает страхом суда и неизбежного осуждения и, извлекая из бездны отчаяния в себе, благонадежием спасения в Господе Искупителе поселяет твердую решимость работать единому Богу всем сердцем, всею душою и всем помышлением, с полным отвращением от прежнего порядка жизни.

 

С сей только минуты начинается в нем помышление о Боге и другой жизни и попечение о Богоугождении и спасении. Но сим только и свидетельствуется, что дух ожил и пробужден от усыпления. Вот почему Иоанн Предтеча проповедует покаяние, Спаситель начал Свое служение благовестием покаяния, и первое слово из уст апостолов при принятии Святого Духа, было: покайтеся (Деян. 2, 38). Покаяние отверзает дверь дальнейшим в нас действиям Духа Божия, равно как нераскаянность затворяет ее. Сухая земля не плодородит: и в сердце, не орошенном слезами покаяния, не возращаются плоды духовные. Металл, не умягченный действием огня, не способен к обделке: такова и душа, не сокрушенная огнем покаяния. Покорись Духу, умягчись сокрушением, — и Дух Божий соделает из тебя сосуд в честь, чистый и светлый, благоугодный Домовладыке.

 

Только Духом умерщвляются в нас деяния плотская и возращаются плоды духовные. Он научает руце на брань и персты на ополчение против греха и страстей, и Его же плод — любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Все, что мы можем и должны, это посильное, но усердное противление злу и принуждение себя на добро, с молитвою о помощи бессильным силам нашим: Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, сердце чисто созижди и дух прав обнови. Сердце, сокрушенное в покаянии и смиренное в трудах и подвигах, Бог не уничижит.

 

Как попечительный садовник охраняет, напояет и очищает благонадежное дерево, так Дух Божий питает и очищает душу трудящуюся и в трудах своих предающую себя Его водительству. Мало-помалу, действием Его, слабеют и исчезают страсти, и на место их внедряются и крепнут добрые расположения, ветхий человек тлеет, и созидается новый, и черты образа Божия открываются яснее и яснее, пока, наконец, душа явится чистою и неповинною, как чадо Божие непорочно, посреде рода строптива и развращенна, и возсияет яко светило в мире, разливая повсюду свет к прославлению Отца своего Небесного.

 

И тогда-то оживленная и очищенная Святым Духом душа светлеется Тройческим единством священнотайне. Светлеется не только так, как светится солнце в чистой воде или чистом зеркале, то есть не явлением только Богоподобных свойств, но живым и приискренним соединением Бога с духом человека и таинственным в него вселением.

 

И это не от нас, но дар Бога, богатого в милости, соразмеряемый только с силою сыновней к Нему преданности в ищущих Его и очищающих себя, якоже Он чист есть. Очистительными действиями Духа Божия душа созидается в жилище Божие, в церковь Бога жива, в храм духовен, который не останется пуст. Бог приходит и творит Себе в нем обитель, как говорит Господь: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).

Святитель Феофан Затворник

«Благовестник» №21, 2011 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»

(35)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *