Один отшельник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Промысла и наложил на себя пост. Однако, Бог не открыл ему того, что ему хотелось знать. Инок все-таки не переставал молиться, и, наконец, Господь вразумил его.
Когда он отправился к одному, вдалеке жившему от него, старцу, ему явился, в образе инока, Ангел и предложил быть спутником. Отшельник очень рад был предложению, и оба пошли вместе. Когда день склонился к вечеру, они остановились на ночлег у одного благочестивого мужа, который принял их с таким почетом, что даже предложил пищу на серебряном блюде. Но вот удивление! Тотчас после трапезы, Ангел взял блюдо и бросил в море. Старец недоумевал, однако, ничего не сказал.
Пошли далее и на другой день остановились у другого, тоже благочестивого мужа. И этот также принял их с радостью: и ноги им умыл, и всякое внимание оказал. Но, опять беда! Когда отшельник со спутником стали собираться в путь, принявший их привел к ним малолетнего сына своего, чтобы благословили его. Но вместо благословления, ангел, коснувшись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец от отчаяния не могли произнести ни слова, и старец выбежал вон, а спутник, не отставая, последовал за ним.
На третий день пути им остановиться негде было, кроме одного полуразрушенного и всеми брошенного дома, и они приютились в нем. Старец сел вкусить пищи, а спутник, к его изумленно, опять начал странное дело. Он стал разрушать дом и, разрушив, начал опять строить его. Видя это, старец не вытерпел: «Да кто ты, демон или ангел? Что ты делаешь?», – с гневом сказал старец, – «Третьего дня у доброго человека блюдо отнял и бросил в море, вчера отрока лишил жизни, а сегодня для чего ты разрушил и снова начал строить этот дом?»
Тогда ангел сказал ему: «Не дивись, старче, сему и не соблазняйся о мне, но выслушай, что я скажу тебе: первый, принявший нас муж, действительно, во всем благоугодно поступает; но блюдо, брошенное мною, приобретено им неправдою; а потому я бросил его, чтобы он не погубил чрез него награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы вырос малолетний сын его, то был бы страшный злодей, – поэтому я и взял душу его, за добро отца его, чтобы и он спасся. Этого дома хозяин был человек безнравственный и ради этого обнищал и скрылся, – дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото, и некоторые знают о нем. Потому-то я и разорил его, чтобы отселе никто не искал здесь золота и чрез него не погиб».
Ангел так заключил речь свою: «Возвратись, старче, в келью свою и не мучайся без ума; ибо так глаголет Дух Святый: «Судове Господни – глубина многа, неиспытуема и неведома человеком (см. Рим. 11:33): посему ты и не испытывай их, – не будет тебе это на пользу». Ангел затем стал невидим, а пораженный старец раскаялся в своем заблуждении, и после рассказывал всем о том, что с ним произошло…
Бог, верховный Архитектор, веками строит (в смысле мироуправления) громадное здание, план которого от нас сокрыт, но которое будет святыней для Его прославления. И здесь-то, в этой земле изгнания, вдали от Неба, далеко от святого Сиона, далеко от жилища мира и славы, приготовляются материалы для Небесного града. Следовательно, каждый из нас должен исполнять на своем посту вверенную ему работу, не стараясь уразуметь то место, которое она займет в мировой гармонии.
Как можем мы, работники одного дня, проникнуть в план Бога вечности?… Нам достаточно знать, что наша работа, как бы она ни была скромна, известна Всевышнему, – нам достаточно знать, что Он потребует ее рано или поздно и примет ее от нас, – нам достаточно верить, что придет день, когда все эти материалы, которые нам кажутся разбросанными в беспорядке, будут собраны в такой порядок, который восхитит и порадует нас. Тогда человеческие страдания, печали и жертвы не покажутся нам более бесполезными и тяжелыми.
Тогда мы увидим как из мрака ничтожества и неизвестности всплывут великие дела христианской любви и тайные добродетели, которых один Бог был свидетелем. Тогда ничто не покажется нам малым, случайным или неожиданным ни в истории человечества, ни в нашем собственном существовании. Случая более не будет, а здание, которое Божественная мудрость медленно приготовляла вековой работой, возвысится в своей надзвездной красоте, как вечное святилище бесконечной любви.
«Благовестник» №3, 2011 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 2».
(127)