Неделя 34-я по Пятидесятнице

В Неделю 34-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника в Алексеево-Акатовом монастыре прошли воскресные Богослужения. За Литургиями были прочитаны два Евангельских чтения: воскресное – о вечной жизни и вопросе богатого начальника (Лк.18:18–27, зач. 91) и преподобным (Мф.11:27–30, зач. 43).

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благой! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

 

Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

 

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. (Лк.18:18–27, зач. 91)

 

Слово в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении Господь произносит слова, очень важные для многих современных людей. Он говорит нам о богатстве. Нельзя сказать, чтобы богатство стало достоянием абсолютного большинства, но все больше и больше людей, в том числе в нашей стране, живут достаточно богато, причем многие из них являются православными христианами. К ним в первую очередь и обращены сегодняшние слова Господа.

 

Когда богатый юноша не сумел пойти за Спасителем, Господь произнес обжигающие разум слова: «Трудно богатому войти в Царствие Божие». А почему? А потому что богатство расширяет возможности для удовлетворения человеческих потребностей. У богатого нет никаких ограничений — материальных, внешних, — чтобы делать все, что захочется. Но мы знаем: то, что хочет человек, движимый желанием плоти своей, является по большей части греховным. И Господь повелевает нам не делать то, что хочется, особенно когда денег много. Так происходит эта коллизия, столкновение материальных ценностей, увлечения этими ценностями, с заповедью Божией. Не все выдерживают это столкновение так, чтобы душу свою спасти, — нередко люди отдают свою жизнь мамоне, то есть удовлетворению своих материальных потребностей без всяких ограничений — настолько, насколько денег хватает.

 

В чем же здесь дело? Почему все-таки трудно войти в Царствие Божие богатому? Лишь по той причине, о которой сейчас было сказано? Или, может быть, есть что-то иное? Да, конечно, есть, потому что богатство повышает планку требований к человеку со стороны Бога: кому много дано, с того много и спросится. И речь идет не только о способностях человека или о власти, которую он получает, но и о богатстве. Если тебе много дано, с тебя Господь много и спросит. И для того чтобы обратить богатство не в погибель, а в спасение, нужен подвиг — подвиг самоограничения, подвиг внутренней аскезы, которая приводит к такому состоянию, когда человек умом своим может регулировать свои потребности, не впадая в крайности и не уподобляясь животному, которое ест до тех пор, пока есть корм.

 

Одному из наших новомучеников и исповедников принадлежат замечательные слова: «Богатство — это то, что помогает жить, но что не может быть смыслом жизни». Осознание того, что богатство, обладание материальными ценностями не может быть смыслом жизни, сегодня является вызовом для очень многих людей, которые, обретая богатство, теряют чувство меры, теряют критическое отношение к своим собственным желаниям и потребностям и попадают в этот плен. И не само по себе богатство греховно, а то, как человек богатство использует.

 

Мы ведь знаем, что не только ко греху используются материальные возможности. Многие состоятельные люди строят храмы, жертвуют на монастыри, занимаются делами благотворительности. Мне постоянно приходится встречаться с такими людьми, которые часто ведут себя очень скромно, хотя материальные возможности позволяют им любым образом реализовывать себя в жизни и позиционировать себя перед другими. Эта скромность свидетельствует о том, что человек не упивается тем, что Господь ему дал, и, не теряя критического отношения к самому себе, разумно использует то, чем обладает.

 

К счастью, есть такие примеры, их много. Но по-прежнему с грустью следует свидетельствовать о том, что больше тех, для которых богатство становится погибельным, которым действительно трудно войти в Царствие Божие, потому что им не удается справиться с самими собой, с желанием служить своей похоти. Часто богатый человек не может ограничить себя ради того, кто не имеет средств к существованию, потому что собственные сверхпотребности заслоняют жизненный взор, мешают видеть Божию правду и смысл жизни.

 

Сегодняшнее Евангельское чтение есть не порицание богатств, а призыв к тому, чтобы каждый, кому Бог попускает стать богатым, использовал эти возможности не к погибели, а к жизни — своей собственной жизни здесь и в вечности; но и к тому, чтобы отсутствие средств у других не являлось причиной человеческих трагедий. Господь призывает нас к мудрости, к способности таким образом распоряжаться материальными ценностями, чтобы и самим душу спасать, и делать жизнь нуждающихся более светлой, мирной и счастливой.

 

Пусть сегодняшнее Евангельское чтение научит нас тому, как нужно пройти жизненный путь даже в том случае, если Бог попустил тебе иметь богатство, — чтобы и свою душу спасти, и ближним помочь. Аминь.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

16.12.2018

 

(19)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *