В Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении в Алексеево-Акатовом монастыре прошли воскресные Божественные Литургии, за которыми читались два Евангельских чтения: Недели по Просвещению (Мф.4:12–17, зач. 8) и воскресное (Лк.18:35–43, зач. 93).
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф.4:12–17, зач. 8)
Неделя по просвещении
«Сей есть Сын Мой возлюбленный».
Сам Бог Отец засвидетельствовал Своим гласом Израилю, что давно ожидаемый им Мессия пришел в лице Иисуса Христа. А Самому Иисусу этот голос указывал, что настало время начать Ему Свое служение Мессии. И Он, Богочеловек, принял на Себя это величайшее служение, в котором Ему предстояло совершить дело возрождения падшего человечества, выдержать страшную борьбу с темными силами, во власть коих пало человечество. Но прежде чем вступить на великое служение, Христос удаляется в пустыню, чтобы вдали от суетного мира побыть наедине с Богом Отцом, и там совершить тот подвиг, который должен был совершить некогда Адам, но которого он не совершил и тем навлек на все потомство иго тьмы: греха, проклятия и смерти.
В пустыне Иисус был окружен не сладостями земного рая, а мертвыми картинами пустыни и именно здесь человек мог сильнее всего почувствовать, какому тяжкому проклятию подверг он землю своим преступлением. Здесь Христос был со зверями, – говорит евангелист. Этим замечанием он подчеркивает, что звери, в обычном своем состоянии избегающие человека, совершенно иначе отнеслись ко Иисусу, в Котором почувствовали всю первобытную непорочность и доброту человеческой природы, и потому безбоязненно окружали Его, подчиняясь Ему, как некогда подчинялись Адаму в раю.
Подобно тому, как некогда в Эдемском саду диавол подверг искушению невинного, безгрешным созданного человека и погубил его, так и теперь не мог он вынести пребывания в пустыне безгрешного Человека. Он пытается и Его погубить. Но если в Эдемском саду его злобное лукавство восторжествовало, то теперь оно потерпело окончательное посрамление и поражение.
В течение 40 дней Христос «ничего не ел… напоследок взалкал». Этим моментом человеческой немощи и воспользовался искуситель. Его коварная злоба измыслила три формы искушения, которыми особенно затрагиваются слабости человеческой природы, а именно: угождение плоти, самомнение и властолюбие.
Указывая на камни, говорит искуситель Христу: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»; он рассчитывал затронуть чувственную немощь Иисуса, как затронул ее некогда в первых людях в раю. Но ответ Христа сразу разбил лукавый замысел искусителя: «Не хлебом единым жив будет человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих», – сказал Христос. Этим ответом наносился решительный удар господству плоти в человеке: человек не исключительно плотское существо, а напротив существо, которое всегда может торжествовать над немощами, над слабостями плоти.
Этот ответ показал искусителю, с Кем он имеет дело, и он, подделываясь под обнаруженное им во Христе настроение духа и желая возбудить в Нем гордость самомнения, пытается искусить Иисуса на безграничном уповании на Бога. «Берет Его диавол… поставляет на крыле храма и говорит: «если Ты действительно Сын Божий, почему Тебе не броситься с этой высоты вниз; ведь, сказано: «ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею», – этим Ты сразу докажешь всем жителям Иерусалима Свое Божественное достоинство»». Но и это искушение оказалось бессильным пред лицом безгрешного Человека-Иисуса. На все эти излияния лукавой лести Иисус спокойно ответил: «Написано также: не искушай Господа Бога Твоего».
Потерпев неудачу на искушении телесной немощи и духовной гордости, диавол сделал последнюю отчаянную попытку – призраком безграничного самовластия над всеми царствами земли. Возведя Иисуса на высокую гору, он развернул перед Его взором волшебную картину всех царств мира и сказал Ему: «все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». Диавол знал, что Христу, как Спасителю мира, предстоят страшные искушения уничижения и страданий, пред которыми невольно должно было содрогнуться Его человеческое сердце. И вот он, искуситель, подсказывает, что всего этого можно избежать и стать тем грозным мессией-царем, завоевателем и властелином всего мира, каким и ожидают его вожди и старейшины еврейского народа – все это будет, если Христос поклонится искусителю.
Дерзость сатаны, в этом искушении, переступила всякие пределы, и Христос победно ответил ему: «Отойди от Меня, сатана! ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему единому служи».
Если в Эдемском саду злобное лукавство человеконенавистника восторжествовало, то теперь он понес посрамление и поражение. Новый Адам – Иисус Христос – победил сатану и тем дал нам, христианам, непреодолимое оружие против всех его козней. Вооруженный верой и чистотой сердца, праведностью и миролюбием, христианин, именем Господа Иисуса Христа, силою Креста Его, легко побеждает все козни искусителя. Для нас не страшен он, ибо силою Божией он низвержен. Аминь.
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)
(3)