В Неделю 15-ю по Пятидесятнице в день зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и в день прославления святителя Иннокентия, митрополита Московского в обители прошли воскресные Богослужения.
За Божественными Литургиями были прочитаны два Евангельских чтения: воскресное – о призвание Симона Петра, Иакова и Иоанна (Лк.5:1–11, зач. 17) и Иоанну Предтечи (Лк.1:5–25, зач. 2).
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. (Лк.5:1–11, зач. 17)
Мысли свт. Феофана Затворника
Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и после проповеди велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась.
Это образ всякого труда без помощи Божией и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится и одними своими силами хочет чего достигнуть – все из рук валится; когда приближится к нему Господь, – откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5) – сказал Господь.
И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй – кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и всё не в прок. Когда же низойдет благословение Божие – откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины.
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Третье воскресенье подряд раскрывает пред нами Господь значение таланта веры, вложенного Творцом в каждого человека. Вера приводит к смирению пред Творцом, как к творческому началу жизни. Видя глубочайшее смирение язычницы-хананеянки, сказал ей Господь: «О, жено, велика вера твоя! Да будет по желанию твоему».
Талант веры – это не мертвый капитал, а двигатель сердца, мысли и воли человека, это – зерно живое, оно должно быть применено к жизни, и первым его плодом бывает смирение, а затем послушание Богу. А что такое послушание? Послушание – это принятие слова Божия, слова Евангельского в свою волю, тогда воля Христа сливается с волей человека, становится для него законом, и эту волю уже Христову исполняет человек. Таким образом достигается то, о чем свидетельствует ап. Павел, говоря: «Уже живу не я, а живет во мне Христос».
Пример такого принятия в свою волю слова Божия, пример применения к жизни таланта веры, дает нам Евангельское чтение о богатом улове рыбы.
«Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение», – этими словами пророка Исаии начал Христос Свою первую проповедь в синагоге г. Назарета. На эти слова Христовы книжники, эти слепые вожди народа, ответили злобным огнем зависти и ненависти, вывели Иисуса за город, чтобы там, со скалистого обрыва скалы, свергнуть Его. Но Иисус «прошед посреди них, удалился».
Он ушел в Капернаум, расположенный на берегу озера Генисаретского. Тут-то и теснился с жадностью народ, чтобы услышать слово Божие, исходящее из уст Его. Здесь-то и вошел Он в рыбачью лодку Петра, который, не получив еще окончательного призвания оставить все земное и следовать за Божественным Учителем, вместе с Другими Апостолами занимался своим привычным промыслом.
С этой лодки поучал Он народ. И когда кончил проповедь, не о Себе и Своем утомлении думал Христос, а о своих бедных, потерпевших неудачу в ночной ловле рыбы, учениках. Он знал, что весь ночной труд их был напрасен – что нисколько не поймали они рыбы, но Он заметил, что во время Его беседы с народом, и они, занимаясь своим делом, слушали Его проповедь, и чтобы поддержать в них бодрость духа, велел Петру отплыть на глубину озера и снова закинуть сети. «Наставник! мы всю ночь трудились и ничего не поймали», – со скорбью отвечает он. И что же, лишь только он закинул, сети мгновенно наполнились множеством рыбы. Две лодки были наполнены до верха грузом, и ап. Петр, признавая всю силу чуда, со свойственным ему порывом припал к коленам Иисуса и в страхе воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» – «я крайне недостоин быть подле Тебя, но позволь мне остаться». И на это последовал ответ: «не бойся, отныне будешь ловить человеков».
Ап. Петр принял в себя слово Божие, Христово слово: «по Твоему слову закину сеть», – исполнил его, и что получилось? Двойное чудо.
Во-первых – богатый улов рыбы; во-вторых – ап. Петр увидел себя, свою греховность – «я человек грешный, недостоин быть подле Тебя»; и увидав свою сущность, в свою волю принявший слово Божие ап. Петр вмиг пережил свое внутреннее обновление. И вечной радостью о Христе исполнилось сердце его. Он окончательно пошел за Христом. И ни угрозы синедриона, ни тюрьма и пытки, ни крестная смерть – ап. Петр был распят вниз головой – не умалили в нем и не поколебали в нем дар веры и послушания Богу.
Говоря нам в Евангельском чтении о плодах принятия в себя, в свои сердце и волю, слова Божия, Господь спрашивает нас: а вы, по какому закону живете ныне? Увы! в подавляющем большинстве живут христиане не по Христу, не Его словом руководствуясь, а живут «по закону моды». «Мода – это закон для подавляющего большинства. Причем, закон не только для одежды, но и для всего уклада жизни и мысли. Портной делает твою наружность, газета, радио, телевидение и партийная пропаганда указывают направление мысли и жизни». Нет здесь Христа. Не приспело ли время опомниться? «Лишь мертвая рыба течет по течению». Христианин – это человек, в себе несущий жизнь, а наша жизнь есть Христос. Вне Христа – нет подлинного Света, нет и жизни. Аминь.
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)
(22)