Неделя 12-я по Пятидесятнице

В Неделю 12-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и в день перенесение мощей блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских в монастыре прошли воскресные Богослужения.

За Божественными Литургиями были прочитаны два Евангельских чтения: воскресное –  о богатом юноше (Мф. 19:16-26, зач. 79) и преподобному (Мф. 4:25–5:12, зач. 10).

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благой! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 

 

Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

 

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. (Мф. 19:16-26, зач. 79). 

 

Мысли свт. Феофана Затворника

«Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19:23). Тут разумеется богатый, который в самом себе видит много способов и много сил к своему благоденствию. Но коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего не имеющий; такому открыта дорога в Царствие.

 

Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие. Тут разумеются род, связи, ум, чины, круг действий и проч.

 

В Неделю двенадцатую по Пятидесятнице

Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:26).

 

Один богатый юноша спросил Иисуса Христа: «Учителю благий! Что доброго должен я сделать, чтобы получить жизнь вечную?» Иисус Христос сказал ему, что должен он делать, и в заключение прибавил, чтобы тот продал имение свое и раздал нищим.

Услышав это, юноша отошел с печалью, потому что имел большое имение. И жизнь вечную хотелось ему наследовать, и с имением жалко ему было расстаться.

 

По этому случаю Иисус Христос сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, трудно войти богатому в Царство Небесное.

И еще сказал им: удобнее верблюду сквозь игольные уши пройти, нежели богатому войти в Царство Божие. А верблюду, этому огромному животному, как пройти сквозь игольные уши? Невозможно. Значит, и богатому, при богатстве невозможно войти в Царство Божие.

Услышав это, ученики изумились и говорили между собою: кто же после этого может спастись?

 

Слушатели-христиане! Богатым невозможно спастись; а нам, вы думаете, можно легко?

Если мы и не богаты, то желаем постоянно богатства, думаем непрестанно о нем, стараемся всеми силами приобретать богатство, досадуем, скорбим, что нет его у нас, небогаты мы. Таким образом, из-за богатства и мы для спасения ничего не делаем. Богатые не делают доброго для спасения своей души, для жизни будущей потому, что им жалко для этого богатством жертвовать, а небогатые не делают ничего потому, что желание приобретать богатство отнимает у них время делать что-нибудь спасительное. Тем вовсе не хочется заниматься спасением, а этим вовсе некогда.

 

Богатые могли бы делать добро, да не хотят; небогатые хотели бы, да не могут. Богатым что думать о Царстве Небесном? Им хорошо жить, весело, спокойно. А небогатым когда думать о Царстве Небесном? Они непрестанно беспокоятся о том, чем им жить здесь.

 

Ах, слушатели, если получше, поподробнее, побеспристрастнее разберем себя, разберем свою жизнь, если сообразим, чем мы заняты по большей части, что делаем всякий день, то еще более уверимся, увидим, что мы все, богатые и небогатые, очень мало или почти ничего не делаем для спасения души, для получения Царства Небесного.

 

Ныне праздник у нас. Мы пришли в церковь. А зачем пришли? Затем ли, чтобы чем-нибудь воспользоваться для спасения души или услышать что-нибудь спасительное для себя? Едва ли. Мы и прощение грехов просим только, кажется, для того, чтобы спокойнее нам было здесь жить, а не для того чтобы в будущей жизни покоем вечным наслаждаться. Вечный покой, вечная жизнь, Царство Небесное, вечное блаженство – о, как мало нас это занимает!

 

О том, как нам провести день, который весь состоит из каких-нибудь двенадцати часов, мы ведь гораздо больше думаем, беспокоимся, чем о том, как мы будем проводить жизнь будущую, которая будет продолжаться бесконечные веки!

 

Итак, не только богатым, но и небогатым, всем нам, слушатели, невозможно спастись, невозможно войти в Царство Небесное.

 

Кто же после этого спасется? Тот, кто сознает себя слабым, ни к чему доброму и святому не способным; кто чувствует, что ему самому спастись невозможно, и, сознавая это, просит помощи у Бога, молит Его о помиловании. Да, сознание своего бессилия и своей невозможности спастись не к тому должно нас вести, чтобы ничего не делать, а к тому, чтобы нам усерднее прибегать к помощи Божией и надеяться, уповать на Его беспредельное милосердие.

 

Да, один Иисус Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых помилует и спасет нас, ибо Он всемогущ, ибо Он благ, ибо Он человеколюбив. Невозможно нам спастись? Значит, мы удобно спасемся, ибо в таком случае непременно поможет нам Бог, если мы будем прибегать к Нему, непрестанно взывать к Нему: ими же веси судьбами спаси нас. Богу все возможно; значит, и нас спасти Он может и спасет. Аминь.

Протоиерей Родион Путятин

 

 

 

(25)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *