Насущный хлеб

Для всякой души христианской хлеб насущный есть молитва, соединенная с горением сердца к Богу. Сам Господь говорит: Даждъ Ми, сыне, твое сердце (Притч. 23, 26).

Христос тогда будет сила, свет, разум, крепость и сердечное горение любовью, молитвою. И где бы мы ни были, при ка­ких бы обстоятельствах, в каких бы опасностях ни находились, хотя бы окружало нас общество, неблагоприятное или враж­дебное сему подвигу молитвенного делания, фимиам сердеч­ной молитвы, как от кадила благовонного пред Богом, не пре­кращается; при трудностях сердце у некоторых даже сильнее разгорается любовью к Богу.

 

Человек, имеющий Бога в сердце, кто бы он ни был и где бы ни находился, при всяком деле, и беседах, ходя, сидя, лежа, не должен и минуты терять, но по­стоянно всем своим существом, мыслию и чувством должен гореть на всяком месте к Богу. Если же недомогаешь от слуха, зрения, языка и прочих немощей, то беги в тихое пристани­ще, затворись в клети сердца твоего и чини утлый корабль твой пред Богом втайне, молись: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс. 18, 13-14). Непре­менно смири себя, сознай свою духовную опасность, ибо ког­да испытываешь непристойные чувства, когда являются эти [душевные] движения и мысль с ними согласуется, то знай из сего, что оскорбил уже ты Бога, удалил от себя Кормчего… и плачь!

 

Всецело предавшись воле Божией, он с надеждой будет смотреть, наперед зная, что от Господа исправляются стопы (пути) его (Притч. 20, 24), от Него он получит радость и спасение, в соединении с Ним найдет истинное успокоение. Его осеняет благодать Божия, внутри его постоянно пламене­ющий огонь любви Божией. Христос, по неложному обеща­нию Своему, пришел к нему с Отцом и сделал его жилищем для Себя (Ин. 14, 21, 23). Водворилось внутри его Царствие Божие (Лк. 17, 21) — правда, мир и радость о Святом Духе (Рим. 14, 17). Бог мира и его приобщил миру Своему.

Не вдруг достигает этого блаженного состояния грешник, решившийся принять на себя подвиг молитвы. Впереди ему предстоит трудная борьба с собою и с миром; дерево молит­вы разрастается в душе постепенно, по мере собственных его усилий и стараний. Море жизни, окружающее подвижника, бурно; враг его спасения возбуждает против него полчища страстей, вздымает волны невзгод, грозит разбить его корабль различными искушениями. Когда тебя, брат, начинающего свой подвиг, окружат все эти опасности и ты, при виде их, по­чувствуешь свое бессилие и беспомощность, тогда вспомни святых апостолов, как они, застигнутые в море сильной бу­рей, взывали: Наставниче, наставпиче, погибаем (Лк. 8, 24).

 

Взирай и ты на Подвигоположника Христа и сердечно взы­вай: «Наставниче, спаси, погибаю», — и верь: как тогда Он, встав, запретил ветру, так и ныне придет к тебе и водворит в сердце твоем тишину велию. Ибо, если и мы не отказываем в помощи утопающему, тем более Он не оставит без исполне­ния твоей искренней молитвы. И если этот мир Христов все­лится в сердце твое, храни, христианин, со всевозможным старанием сей драгоценный дар Божий.

 

Мир Христов — это веяние Духа Святого — тонок, почти неза­метен для нас, грешных, и немедленно отступает от души, когда она предается греху. Чтобы сохранить его, нужно избегать всяко­го гнева, ярости, осуждения других, ничего не желать себе из су­щего [в мире], никого не ненавидеть, не уничижать. Потерявший мир по собственной вине лишается вместе с тем и благодатной молитвы. В душу его опять входят греховные страсти, и бывает последняя человеку тому горша первых (Лк. 11, 26).

 

Словами святого апостола Павла умоляю Вас, братие, не­престанно молитесь, ибо чудна и честна в жизни христиа­нина молитва — сей хлеб насущный для души нашей. Душа, занятая ею, подобна купине, виденной Моисеем на Хориве (Исх. 3), или девственной утробе Богоматери, вместившей Бога воплощаема. В такую душу, как в утробу Приснодевы, вселяется Бог. Она, как некогда купина, пламенеет огнем благодати и не сгорает.

 

Об этом охватывающем молящуюся душу огне Христос говорил: Огня приидох воврещи на зем­лю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк. 12, 49). Это есть тот огонь совершенной любви и радости, который просил Спа­ситель у Отца Небесного для Своих учеников, идя на страда­ния: Да радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится (Ин. 15, И У, да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них (Ин. 17, 26). Это есть самое главное — Царствие Божие, вселившееся в человека (Лк. 17, 21).

 

Закончу свою речь словами Иоанна Златоустого:

Молю вас, братие, не оставляйте никогда призывания Господа нашего Иисуса Христа, но при всяком занятии в стра­хе Божием непрестанно трисвятое Его имя произносите.

 

Господа Бога освятите в сердцах ваших (1 Пет. 3, 15). Кто освящает свое сердце именем Господним, у того все чувства бывают святы и для врагов спасения неприступны; у такого сердце делается исходищем живота (Притч. 4, 23); из серд­ца такого человека истекут, по обещанию Господа, реки воды живы (Ин. 7, 38), т. е. мысли, чувства и деяния духовные, пол­ные жизни и мира (Рим. 8, 6).

Из писем. По книге «Один из древних» схиархимаидрита Симеона (Холмогорова)

Схиархимандрит Гавриил (Зырянов)

«Благовестник» № 6, 2015 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 4»

 

(42)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *