Кто есть ближний мой

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35).

Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.25:40).

Преподобный Антоний Великий говорил: «От ближнего зависит и жизнь, и смерть. Ибо если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога, а если соблазняем брата, то грешим против Христа».

 

Авва Агафон сказал: «Если бы я нашел прокаженного и мог отдать ему свое тело, а его взять себе, охотно бы сделал это. Ибо такова совершенная любовь».

 

Однажды авва Агафон шел в город для продажи небольших сосудов и находит на дороге прокаженного. Прокаженный спрашивает его: «Куда идешь?» Авва Агафон отвечает ему: «В город продавать сосуды». Прокаженный сказал ему: «Сделай милость, снеси и меня туда!» Старец поднял его и принес в город. Больной сказал: «Положи меня там, где ты будешь продавать сосуды». Старец сделал так. Когда он продал один сосуд, прокаженный спросил его: «За сколько продал ты?» — «За столько-то», — отвечал старец. Больной сказал: «Купи мне пирог». Старец купил.

 

Потом продал другой сосуд. Больной опять спросил: «Этот за сколько?» — «За столько-то», — отвечал Агафон. Больной сказал: «Купи мне такой же пирог». Авва Агафон купил. Наконец, когда старец продал все сосуды и хотел идти назад, прокаженный спросил его: «Ты идешь?» — «Да», — отвечал старец. Больной сказал ему: «Сделай милость, отнеси меня опять туда, где взял!» Старец взял его и отнес на прежнее место его. И говорит ему тогда прокаженный: «Благословен ты, Агафон, от Господа на небе и на земле!» Агафон посмотрел, — но уже никого не видел, ибо это был Ангел Господень, пришедший испытать его.

Из «Древнего патерика»

Евангелие повелевает, чтоб Христос был любим в ближнем, а ближний был любим, как создание Божие. По причине этой любви в Боге и ради Бога, святые угодники Божии имели и равную любовь ко всем, и любили особенно тех, которые проводили жизнь благочестивую… Иной сосуд вмещает это духовное сокровище больше, другой меньше. Сокровище – одно!

 

Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится перед каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа. Все, крестившиеся во Христа, облечены во Христа. Чем бы и как бы они ни оскверняли себя, риза Христова, до суда Христова, — на них. Необходимо признать себя хуже всех человеков: этого требует святое смирение. Апостол не просто сказал, что он — первый из грешников, был убежден в этом.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

Нужно в первую очередь обратить внимание на отношения к окружающим. Через ближних идти к Богу или так: два шага к ближнему и один шаг к Богу. Это правильный и безопасный путь. Шагать же прямо к Богу, думая, что этим мы сами собой приблизимся и к ближним, – не нашей меры и не нашего времени дело.

Игумен Никон (Воробьев)

Пока мы ходим по плоти, мы видим ближнего тоже как должника нашего; мы требуем от него и правды законной, и святыни благодатной как общего достояния человечества. Мы судим его и ненавидим, гоним и мучим, когда он не отдает нам долг наш. Но когда мы водимся Духом, когда Дух Божий изливает в наш дух все богатство Своей благости, тогда от ближнего мы ничего не ищем, мы прощаем ему долг его пред нами, даже перестаем видеть в нем своего должника…

 

Ближнего надо поставить на то место, где сам стоишь, значит, прежде надо сойти с того места, где стоишь. Где же это то место, где стоишь? Это весь мир, видимый и невидимый. Везде самость захватила все себе, ничего не хочет уступить ближнему, и как же может любить душа ближнего, когда чувствует, что он у нее все отнимает, имея на все такие же права, как и она. Вот она и видит его врагом своим и ненавидит его. Надо все у себя отнять, чтобы уступить все ближнему, и тогда-то, вместе с ближним, душа обретет и Господа.

Игумения Арсения (Себрякова)

«Благовестник» №18, 2008 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 2»

(27)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *