Красиво высилась над зеленеющими равнинами одна из живописных палестинских гор, ее склоны были усеяны тысячами слушателей, на вершине же проповедовал Христос. Он окинул взором жаждущих слова истины и поведал им то, что необходимо для покоя и счастья в сей и в будущей жизни.
Вы желаете, чтобы люди поступали с вами хорошо, были к вам добры, кротки, справедливы, услужливы? И вы поступайте с ними так же… Этим достигнете покоя, мира в вашей жизни. Предупреждайте каждый свой поступок размышлением: вот я то-то хочу сделать для ближнего, но приятно было бы это, если бы сделано было для меня? Если сердце подскажет «да» — делай, если же скажет «нет» — воздержись и сам делать то для другого.
Но свое благодушие, свою любовь, продолжает Господь, простирайте не только на близких вам друзей, родных, но на всех людей без исключения, кто бы они ни были и, как бы к вам ни относились. Если хотите быть Моими истинными последователями, любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6:35). Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6: 36).
Эти слова Спасителя воистину есть цвет христианского нравоучения, в них луч Божественной любви блеснул к омраченным грехом сердцам человеческим. Как солнце, ежедневно плавая по небосклону, одинаково все и всех обливает своими лучами, так и Божие милосердие дождит на все твари. Точно так же и каждый человек, носящий черты образа Божия, должен источать из своего сердца доброе чувство на всех, не смущаясь, если другие не отвечают тем же.
Зла злом остановить и пресечь невозможно, оно может быть остановлено и пресечено только добром. Добром всего скорее можно усмирить злого человека: доброе дело, которое мы делаем ему, как огнь, жжет дотоле, доколе он не перестанет делать зла. И потому, когда вас кто обидит или оскорбит, старайтесь поскорее сделать ему какое-нибудь добро — и он перестанет на вас злиться, мало того, будет вашим другом, что мы и видим из примеров христианской жизни.
Великое дело — молиться за врагов, но когда ты, молясь за врага, просишь и Церковь молиться за него, когда приносишь о спасении его просфору к алтарю Господню, тогда молитва твоя бывает особенно сильна пред Богом. Великую пользу получает душа как живого человека, так и души усопших людей, когда за них на проскомидии вынимаются частицы.
Вдумаемся в то, в чем сила этого священного действия.
Когда за проскомидией иерей вынет ту часть, которая знаменует собой Агнца Божия, Христа Спасителя, и которая во время освящения Даров невидимым действием благодати Божией претворяется в истинное Тело Христово, когда вслед за тем вынуты и другие части, знаменующие всю собранную вокруг Иисуса Христа Церковь Его, тогда начинают вынимать части из просфор, подаваемых верующими за здравие живущих родных, близких, дорогих сердцу и за упокой отшедших в другой мир. Вынимая часть, иерей произносит при этом имя поминаемого человека. И все эти части, знаменующие собой души людские, после причащения верных, в конце Литургии погружаются в Святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Кровью Твоею честною!» И сей бесценной животворящей Кровью Христовой напояются частицы, и в это святое мгновение происходит таинственное единение душ, за которых вынуты были части, со святейшим существом невидимого Бога.
Представим слово одному мудрому иерею Божию, который рассказывал следующее о силе этого таинственного действия. «Немногие, — говорил этот почтенный пастырь, — отличавшиеся пламенной верой, немногие знают великую силу поминовения за проскомидией через вынимание частей из просфоры. Господь привел меня видеть удивительный случай проявления всей силы этого священного действия.
Однажды на Страстной Неделе мой духовный сын, значительный сановник, открыв все язвы своей совести, принеся истинное покаяние в соделанных им грехах с твердым намерением воздержаться от них впредь, в заключение сказал мне:
— Есть еще у меня нечто, батюшка, на совести. Но в этом я не каюсь и это расположение в себе подавлять не стану. Разные завидующие мне и моему положению люди стараются очернить меня в глазах государя. Тем они разрушают и мое личное счастье, и покой и могут отнять у меня возможность служить Родине. Я ненавижу этих людей, презираю, от души желаю им всякого несчастья. И этой моей ненависти я не в силах, да и не хочу побороть.
Он замолчал, видимо, страдая, охваченный глубоким душевным волнением. Я тоже некоторое время молчал перед зрелищем этого незаслуженного горя и вместе с тем этой упорной вражды. Потом я тихо сказал ему:
— Надо простить.
— Нет, батюшка, не говорите о том. Это невозможно.
— Надо простить. Иначе Бог вас не простит.
— Не могу, батюшка.
— И как приступите вы завтра к Причастию со враждой в сердце? Как подойдете вы к кроткому Христу Спасителю, когда душа ваша распаляема ненавистью? Я не могу допустить вас в таком расположении ко Святой Чаше.
Он молчал, видимо, не имея сил отказаться от чувства злобы.
— Вы должны простить, — сказал я, — более того, вы должны молиться о них.
— Это невозможно! — воскликнул он. — Как хотите, а я не прощаю.
— Послушайте, — сказал я ему, — не губите вашей души бесцельной враждой. Подумайте, что будет с вами, если Господь возьмет у вас жизнь при таком вашем настроении. Бог отвергает молитву человека враждующего. Простить все необходимо, необходимо и молиться за ваших врагов. И я требую от вас этого властью духовного отца. Вот как вы должны поступить. Ежедневно старайтесь заходить к проскомидии и, подавая к жертвеннику просфору, произносите имена ваших врагов.
Те части, которые будет при произнесении этих имен вынимать священник, будут опущены в Кровь Христову, и в то мгновение души этих людей таинственно соприкоснутся с существом Божества… Что же произойдет при учащении этого действия?.. Злобные, черные души этих людей будут сперва страдать от этого приближения к Богу, как страдают больные глаза, смотря на свет. И потому предупреждаю вас, что, быть может, при начале поминовения вами на проскомидии указанным способом ваших врагов они еще более в первое время ожесточатся.
Может быть, их наветы на вас государю усилятся. Но вы продолжайте упорно молиться за них. И таинственной силой проскомидии на них будет изливаться Божественная благодать — и смягчатся жестокие сердца, новые чувства будут возникать в них, они осознают свою вину перед вами, захотят загладить ее, и, быть может, вы не только приобретете в них друзей, но ваши молитвы о них положат начало их исправлению… Вот путь, которым мы должны следовать. Не стану уверять вас, что он легок. Может быть, вам потребуются величайшие усилия над самим собой, чтобы принудить себя, особенно первое время, к хождению в церковь, к произнесению у жертвенника имен ваших врагов. Но другого пути нет.
Некоторое время духовный мой сын продолжал еще отговариваться, но наконец дал мне слово, что исполнит все по моему наставлению. Тогда с радостным сердцем прочел я над ним разрешительную молитву, и мы мирно расстались…
Прошел год. Опять тот же мой духовный сын стоял передо мной у того же аналоя, лицо его было радостно, и он оживленно стал говорить мне: «Не знаю, как благодарить вас, батюшка, за вашу помощь… Я исполнил ваш совет и так часто, как было только возможно, приходил в церковь во время проскомидии и поминал за ней моих врагов, подавая к жертвеннику просфору для вынимания частей. Мне было это очень трудно, особенно в самые первые дни, и я должен был сделать для того значительное над собою усилие. Как вы предупреждали, сначала недруги мои еще более озлобились на меня.
Но потом все стало изменяться. И я не могу передать вам, батюшка, с каким изумлением и радостью я следил за постепенной необъяснимой переменой в моих недругах. Их наветы на меня прекратились, они стали относиться ко мне без прежней горечи, затем отношения стали мягкими, я стал чувствовать какую-то ласковость по отношению к себе, что-то задушевное образовалось между нами. И теперь вместо врагов я имею в них людей, на которых, кажется, могу положиться… Так совершилось, батюшка, это невидимое другим чудо».
Возлюбленный христианин, в простоте сердца твоего запомни этот правдивый рассказ. И если тебе выпадет на долю тяжкий крест испытать на себе злобу людскую, от всего сердца молись за врагов. И кроме домашней, келейной молитвы, принудь себя поминать их на проскомидии, за их зло воздай им величайшим добром — таинственным веянием на их черствые души возрождающей благодати Христовой. Так ты получишь награду, обещанную миротворцам, и, по слову апостола, спасая душу брата, покроешь тем множество своих грехов.
Жизнь на земле есть училище любви. Тому невозможно быть в раю, кто здесь не приучится любить всех.
Преподобномученик Кронид (Любимов)
«Благовестник» № 23, 2012 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 2»
(5)