Мариино стояние (в Типиконе – Четверток Великого канона) – так называется утреня четверга 5‑й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером).
На этой утрене полностью прочитываются Великий покаянный канон и житие прп. Марии Египетской. Житие разделено на две части: первая читается после кафизмы; вторая – после 3 песни.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского — главная особенность данной утрени. Эта практика появилась примерно в IX веке.
17 марта 790 года в Константинополе случилось землетрясение. Во время этого землетрясения монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Этот прецедент повлиял на то, что впоследствии Великий канон стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения.
Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение (образец покаяния) был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние.
Впоследствии по причине неудобства было принято решение закрепить службу Великого канона за определенным днем Триоди. Этим днем был выбран четверг 5‑й седмицы и произошло это во 2‑й половине IX века.
Начиная с XI века в службу четверга 5‑й седмицы стали добавлять житие и тропари в честь преподобной Марии. Считается, что первичным было добавление жития, которое связано с каноном идейно: преподобная Мария в своей жизни явила тот идеал подлинного и глубокого покаяния, который предначертан святым Андреем в его каноне.
Чтение жития преподобной Марии Египетской – запоминающаяся особенность этого богослужения; более того, это – единственное уставное чтение из всей совокупности положенных в Уставе различных житий и толковых чтений, которое сохранилось в нашей приходской практике. Учитывая продолжительность службы, то обстоятельство, что Великий канон слушается стоя; служба названа «стоянием»; а по причине чтения жития преподобной Марии – «Марииным стоянием». Это название не употребляется в богослужебных книгах, оно – исключительно обиходное, разговорное. Впрочем, в XXI веке оно стало столь популярным, что проникло даже в литургическую литературу.
Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3:
Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, Ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.
Читайте жития великих святых и богоносных отцов Церкви: в начале их пути к святости вы всегда найдете покаяние. Без покаяния нет святости, потому что без него нет и Христианства. Как окно в доме служит для двух целей: чтобы через него вышел затхлый воздух и вошел чистый, так и через покаяние исходит из человека дух злой и лукавый, а входит Дух Святой.
Величайшие святые в истории были и величайшими подвижниками покаяния. Преподобная Мария Египетская в течение шестнадцати лет была самой бесстыдной развратницей, которую только помнил Египет. Но в один судьбоносный день, стоя в храме Гроба Господня в Иерусалиме, она ощутила весь позор и низость своей жизни и в глубине души возгнушалась собой, своими безумными грехами, всем своим прошлым. Быстро распахнулось окно – и свежий воздух прорвался в душную комнату, в одно мгновение обнажив контраст между тлением и чистотою. Ибо, где сплошь одно только тление, там оно и не воспринимается как таковое, и где одна только свежесть, там к ней и привыкают.
С этого момента началось покаяние великой грешницы, а с покаянием – и ее вера в Евангелие. Ведь без осознания своей греховности человек не может даже ощутить потребности в Евангелии. Когда человек почувствует и увидит нечистоту своего тела, он больше всего захочет воды для омовения. Так и сознающий свою греховность, когда омерзение к греховной скверне собственной души начнет душить его, может воспламениться желанием духовного очищения и возжаждет Христа и Христова Евангелия.
Нечто подобное происходило с блаженной Таисией и блаженной Пелагией. Обе они были известными грешницами, и обе покаянием, как топором, надрубили свои жизни, очистили от нагноения духовные очи, так что вернулась к ним способность зрения и увидели они себя такими, какими были на самом деле, а не какими казались себе и окружающему их миру. С ужасом и отвращением взглянули они на свою прежнюю жизнь… и принялись очищать себя молитвою, постом и покаянными слезами…
Где есть люди, есть и грех. И сегодня грехи – те же самые, что и два тысячелетия тому назад. Как, впрочем, и лекарство от всех грехов. Это лекарство есть покаяние. Ведь сегодня на земле та же скверна, что и две тысячи лет назад, и та же вода, отмывающая нечистоты. И человечество на всем столь долгом историческом отрезке своего бытия всегда и всюду покрывается одной и той же пылью и грязью и омывается той же самой водой. Пыль – это грех, вода – покаяние.
Покаяние – это восстание человека против самого себя. Человек поднимается на такое восстание, когда в самом себе ощутит врага. Пока прозябает он в самообмане, полагая, что все неприятели его находятся за пределами его личности, то никак против себя не возмущается. Но, когда в один прекрасный день у человека откроются глаза и он увидит воров и разбойников внутри собственного дома, тогда забывает он о тех, кто нападает на его жилище снаружи, и всю свою силу употребляет к тому, чтобы выгнать насильно вторгшихся незваных пришельцев, засевших в его покоях. Смеха достоин был бы военачальник, который при обороне города, видя, что солдаты противника по подземным ходам уже просочились внутрь, будучи к тому же переодетыми в форму его собственных бойцов, тем не менее оставался бы к этому равнодушным, продолжая стрелять с городских укреплений по осаждающим… Столь же опрометчиво поступаем и мы при обороне собственной души, своей единственной драгоценной крепости. Ведь, пока мы ведем ожесточенную внешнюю борьбу, защищая нашу мирскую жизнь, бесы изнутри расхищают нашу душу, страсти прельщают нас и отравляют, поджигая и беспощадно разоряя все то, что добрые силы и благие намерения создали.
Покаяние — духовная купальня, через которую прошли все творцы величайших деяний в христианских народах. Все они очистились покаянием, а потому могли и другим помочь в таком очищении. Все они унизили себя до праха земного, и потому были возвышены до Небес. Их сонм не поддается исчислению, равно как трудно измерить их величие. Из многих подвижников покаяния, из святых устроена и Христова Церковь, как великолепный чертог из многих обтесанных камней.
Вы можете сказать, что я перечисляю лишь древние примеры раскаяния и раскаявшихся грешников, которые для наших столь отдаленных от той поры дней уже не могут послужить образцом. Действительно, во многом изменились внешние обстоятельства жизни: и способы передвижения, и механизмы добывания огня и света, и методы написания книг, и правила обхождения одного человека с другим, и манера одеваться, и организация труда, и способы ведения войны. Все это ныне совершается по-другому, нежели было в Египте при жизни преподобной Марии Египетской или в Риме в эпоху блаженного Августина.
Но не изменился путь к Богу. Бог и сегодня — Тот же, Каким был и тогда, и путь к Богу — тот же самый. Но, кто сегодня пожелает отрезвиться от душевного опьянения и взойти духом к Богу, тому и сегодня предстоит пройти через те же самые муки покаяния, которые подъяли на себя преподобная Мария, святитель Василий, святитель Григорий, преподобный Макарий, блаженный Августин и все прочие святые подвижники.
Святитель Николай Сербский
«Благовестник» №12, 2010 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том 1»
(53)