«Хозяйка» града Воронежа

«Давным-давно Апостол Павел предупреждал верующих, что из-за них люди не могут верить в Бога и во Христа, потому что в них они не видят торжества жизни, в них они не видят людей, которые сияют вечностью.

Станем же таковыми, чтобы каждый из окружающих нас, каждый человек, который нас встретит, остановился бы и воскликнул: Что сияет в глазах этих людей?! Это свет неземной, это свет, который струится откуда-то – мы не знаем, откуда, но нам туда надо, потому что нам нужен этот свет, не временный свет, а вечный, сияние Божие…» (из слова митрополита Сурожского Антония (Блума), произнесенного на Пасху в апреле 1980 года).

Этот свет озарял великих подвижников древности, и доныне он светит для нас в их богомудрых творениях, в их молитвах. Он преисполнил душу преподобного Серафима, и тысячи спасались вокруг святого – при жизни его и доселе.

 

Им светилась душа воронежской старицы Феоктисты, в образе юродивой «державшей жизнь» в нашем городе в годы богоборческих гонений, удерживая людей от уныния, не позволяя впасть в отчаяние, не давая заблудиться в сгущающейся тьме неверия.

 

Это чувствовали в ней люди духовно опытные («Эта раба Божия — в меру Антония Великого», — так дерзновенно сказал о подвижнице ученик Оптинских старцев протоиерей Митрофан Бучнев). Чувствовали люди с простым сердцем чуждым лукавства, открытым для Бога (независимо от социального положения и светского образовании). Чувствовали малые дети.

 

Агния Яковлевна Лихоносова, хозяйка «белого флигеля» (дома, в котором часто останавливалась Блаженная Феоктиста), вспоминала: «Матушка не всегда юродством покрывала свою глубокую мудрость и прозорливость. Иногда, что нам особенно было дорого, она беседовала с нами как обыкновенный человек, а мы слушали ее как ее дети, внуки, ученики. В такие спокойные минуты она была для нас прекраснее всех людей на свете. Но она не позволяла нам любоваться собой».

 

С детьми играла, пела с ними (слух у Матушки был прекрасный), подкармливала сладостями (и не только сладостями, конечно, — время было трудное).

 

Вспоминала еще Агния Яковлевна, как сосед их Павел Павлович, человек почтенных лет и далекий от наивно-восторженного увлечения странниками и юродивыми, говорил о блаженной Феоктисте: «Она сама умная, самая добрая и самая хорошая из всех, кого я когда-либо знал». Именно Блаженная доставила ему последнее утешение перед кончиной. Пришла с вареньем на блюдечке. Конечно, ни в коей мере нельзя сравнить с Причастием, но пригласить священника не было возможности, и старик, измученный недугом, приняв из рук благодатной старицы этот дар, несколько раз произнес: «Какая сладость!» — и боль отступила, и скончался он на другой день безболезненно.

 

Неужели не знал он вкуса варенья? Или лечебным свойством оно обладало? Едва ли. Но было это не простое варенье – благодатное, овеществленная любовь, овеществленная молитва о нем Божьего человека.

 

А для кого-то она была просто дурочкой. И смелись над ней, или смущались, или возмущались странными выходками, нарушением благоприличия, не понимали или не хотели понять и принять.

Не терпели обличения.

 

Но все знавшие воронежскую блаженную при жизни и оставившие о ней воспоминания отмечали добрый («добрейший» — говорили некоторые) взгляд ее глаз и когда она обличала. Обличала не грешника, а грех, о человеке же скорбела и молилась. Скорбела о его слабости, ослеплении; молилась – да не погибнет душа. (Вспоминается святитель Тихон, его исполненное горести восклицание: «Бедные ослепленные Христиане!»).

 

И еще матушка Феоктиста раздавала булки. Зачем раздавала? По разным причинам разным людям. Кому-то в утешение, кому-то в укрепление перед предстоящими испытаниями (как священномученику Петру и верному спутнику его архимандриту Иннокентию перед их крестным путем, как братьям Алексеево-Акатова монастыря перед изгнанием и надвигавшимися скорбями).

 

Прозорливая была старица.

Такой запомнилась она нашему городу почти столетие назад.

«Странная старушка

В Воронеже живет:

Ездит на извозчике,

Булки раздает…»

 

Так писала о блаженной юная гимназистка (в 2018 году Воронежская православная гимназия издала книгу, посвященную небесной покровительнице града Воронежа, собрав в ней стихи и рисунки юных почитателей блаженной). Почему «живет», а не «жила»? Ведь живет она теперь в Царстве Небесном, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхании. Где нет греха. Но нет, все-таки права юная поэтесса: «действительно живет с нами в Воронеже праведная старица Феоктиста. И незримым присутствием своим «держит жизнь», молится о нас и творит чудеса, иногда не замечаемые, не оцененные. А к кому-то и зримым образом приходит.

 

«Я много читала и слышала о чудесах, которые происходят в мире с людьми, которые со своей бедой обращаются к святым» – так начинает свое письмо раба Божия Наталья, жительница нашего города.

Со мною тоже произошло чудо! Однажды в мой дом постучалась беда. Я узнала, что мой муж изменяет мне уже 5 лет и у той женщины от него будет двое детей. Мы жили счастливо, трое деток, младшей два годика. Даже и не могла представить, что так жёстко со мной поступит мой муж. Из семьи он уходить не собирался. Но как мне пережить эту боль? Как сохранить семью?

 

Конечно же, в первую очередь, я побежала в наш Акатов монастырь. Свечи купила, требы заказала и в монастырской лавке у женщины спросила кто может помочь. Она рассказала про могилочку Феоктисты. Пришла я к ней, упала на колени, всё рассказала, наплакалась, сильно-сильно просила помочь справиться с моим горем. Ночью, когда все спали (мне казалось, я тоже спала) ко мне пришла женщина не молодая в ботинках и просит подвинуться. Я намекнула ей, что в обуви может не надо, на что она ответила: «Не испачкаю». Так она рядышком и легла. Утром я проснулась, с удивлением рассказывала мужу, что было. Пошла в монастырь и спросила нет ли про Феоктисту книжечки? Ура! Есть! Я её прочитала. Оказывается при жизни она действительно ходила в ботинках! Постепенно боль моя отступила. Семью я сохранила! Родила ещё одного ребёночка. Муж стой разлучницей расстался, дети оказались не от него. Мы живём счастливо. Спасибо Феоктиста!»

 

Так Блаженная помогла сохранить семью. А сколько их в наше время распадается иногда и без серьезного повода.

 

Блаженная Феоктиста и сейчас «держит жизнь», сохраняет в доброй нравственности, наставляет юных, укрепляет немощных, утешает скорбящих. Она готова исполнить наши многочисленные и многоразличные прошения, если исполнение их полезно для нас и ближних наших, угодно Богу и спасительно для души. К ней обращаются за помощью в телесных недугах и семейных неурядицах, в поисках работы или квартиры, учащиеся – перед трудными экзаменами, отправляющиеся в путь – перед дорогой. Молятся воины и их матери и жены. И она слышит всех – мудрая любвеобильная старица, Матушка, Мать. Не имевшая родных по крови детей, она стала матерью для многих – для сотен и тысяч.

 

Она называла себя «царицей», «хозяйкой города». Кто-то, может быть, смущался таким «самовозвеличением», но между смиреннословием и истинным смирением – огромное расстояние.

 

Блаженная с истинным смирением взяла и понесла свой тяжкий крест быть хозяйкой и царицей для заблуждающихся, мятущихся, часто неблагодарных, произвольно и невольно грешащих, ищущих (или уже не ищущих) помощи людей. И в этом смысле она действительно была ею.

 

В этом году в память 15-летия перенесения в Алексеево-Акатов монастырь честных останков блаженной старицы Феоктисты рядом с могилой подвижницы установлено ее бронзовое скульптурное изображение.

 

1 сентября 2024 года Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий освятил памятник, отслужил заупокойную литию.

 

Стоит теперь матушка Феоктиста у своего креста, встречает гостей и протягивает булку каждому приходящему. И карман у нее наполнен записками – о всех молится.

 

И видится что хозяйка – в образе убогой странницы, царица – с деревянным посошком снова сошла с Небес в наш грешный мир, чтобы утешать, наставлять, примирять.

 

Было время, когда скульптурные изображения святых казались православным неканоничными, в них усматривались сходства с языческими идолами или влияние католицизма (чувственность), относились с сомнением.

Но в Древней Руси такие изображения (чаще всего из дерева) были и вполне соответствовали иконописному канону. Вспомним Чудотворный Годеновский Крест, а изображений святых — резной образ Николы Можайского, распространявшиеся во множестве деревянные скульптуры преподобного Нила Столобенского, различавшиеся как по размерам, так и по степени художественности исполнения.

 

К ним относились с благоговением, как к иконам.

Так что объёмное изображение угодников Божьих имеет давнюю, только забытую, традицию, которая в последние десятилетия возрождается.

Теперь при входе Троице Сергиеву Лавру и в женскую лавру — Дивеево нас встречают иссеченные из камня или из металла образы святых основателей прославленных обителей. Выходит навстречу богомольцам преподобный Нил Столобенский. Благословляет паломников Задонска святитель Тихон.

 

У Благовещенского собора архиерейским благословением осеняет город Воронеж святитель Митрофан.

На Смоленском кладбище в Петербурге скульптурный образ блаженной матушки Ксении уверяет, что слышит святая всех приходящих к ней со своими скорбями и радостями.

 

И в Акатовом монастыре нас теперь встречает «хозяйка города» добрая и мудрая старица Феоктиста.

 

И мы, сёстры и прихожане Обители, воронежцы и гости города благодарим художника за дарованную его искусством радость встречи с Блаженной, а прежде всего, конечно, саму, матушку Феоктисту, благословившую труд мастера и таким зримым образом дающую всем понять, что не оставляет нас.

 

Создатель скульптуры Владимир Назарович Петрихин1 признавался, что труднее всего ему давалось изображение лика Блаженной. Трудно было на основании одной фотографии представить человека, жившего столетие назад, почувствовать характер, соприкоснуться с душой глубокой и многогранной, передать через выражение лица духовное содержание, отразить духовную сущность великой старицы. И теперь смотрит на нас Матушка Феоктиста приветливыми добрыми глазами с легкой улыбкой. Хотя при жизни не всегда она улыбалась. Но в наше беспокойное и немирное время, когда, казалось бы, не много оснований для радости, Матушка Феоктиста, улыбается и своей улыбкой дает надежду.

Монахиня Наталия (Чурсанова)

Алексеево-Акатов монастырь

 

___________________________________
1 Владимир Назарович Петрихин — известный воронежский скульптор, художник, фотограф. Заслуженный деятель культуры РФ, с 1989 года член Союза художников России. Работы Владимира Назаровича находятся в Воронежском областном музее им. И.Н. Крамского, Белгородском государственном художественном музее, других музеях России и частных собраниях России и за рубежом.
Член фотоклуба «Фотум», неоднократный участник и победитель всероссийских и региональных фотоконкурсов.

(691)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *