Взирай на Иисуса

Какой это подвиг, к которому призывает святой апостол? Какой это подвиг, который подлежит всем нам? Это подвиг христианской жизни для достижения спасения и вечного блаженства.

Терпением да течем, говорит апостол; видно: могут встретиться скорби, трудности, препятствия.

Но он указывает и средство разумно сей подвиг начать, успешно продолжать и счастливо совершить, не упасть духом в скорбях, преодолеть трудности, устранить препятствия. Какое средство? «Взирая на начальника и совершителя веры – Иисуса».

Если хочешь верно, непреткновенно и благонадёжно проходить поприще христианской жизни, то непрестанно взирай на начальника веры и Совершителя – Иисуса

Взирай на Иисуса – в сих трех словах заключается вся тайна и сила благочестивой жизни.

 

Взирай на Иисуса в Писании, чтобы узнать: кто Он, что Он совершил, что Он дарует и чего Он требует, чтобы в духе и чертах Его жизни найти для себя пример, в Его учении – наставление, в Его правилах – наш закон, в обещаниях Его – нашу опору, в Его Лице и деле, которое Он совершил, – полное удовлетворение, предложенное всем потребностям души нашей.

 

Взирай на Иисуса распятого, чтобы в пролитой крови Его найти искупление, прощение и мир.

Взирай на Иисуса воскресшего, чтобы найти в Нём правду, которая одна нас оправдывает и дозволяет нам, несмотря на всё наше недостоинство, с дерзновением приступить во Имя Его к Тому, Кто есть Отец Его по существу и наш Отец по благодати, Бог Его по домостроительству и наш Бог по вере.

 

Взирай на Иисуса прославленного, чтобы найти в Нём нашего небесного Ходатая (1 Иоанн. 2,1), дополняющего Своим посредничеством дело Своего милосердия и нашего спасения; ибо Он предстал ныне уже за нас пред лице Божие (Евр.9,24), восполняя несовершенство наших молитв той полнотою, которую Отец всегда послушает (Иоанн. 11,42).

 

Взирай на Иисуса, открываемого Духом Святым, дабы найти в постоянном общении с Ним очищение оскверненных сердец наших, просвещение помрачённого ума, перелом, преобразование нашей бунтующей воли, чтобы получить способность торжествовать над всеми нападениями мира и лукавого, отражая их стремительность Иисусом – нашею силою, избегая их хитростей Иисусом – нашею мудростью, подкрепляясь состраданием к нам и помощью Иисуса, добровольно понесшего всякое искушение, кроме греха, и победившего все искушения.

Взирай на Иисуса, дающего и покаяние, и прощение грехов (Деян. 5, 31), дабы Он даровал нам милость познать, оплакать, исповедать и отвергнуть наши злые дела.

 

Взирай на Иисуса, дабы принять от Него иго и крест на каждый день благодатью, которой достаточно, дабы понести крест и исполнить урок дня.
Будем терпеливы Его терпением, деятельны Его деятельностью, любящи Его любовью, вопрошая не о том, что я могу, но чего не может (не хочет) Он и, ожидая Его силы, которая в немощи совершается.

 

Взирай на Иисуса, чтобы оставить или покинуть себя и как бы забыть себя, чтобы окружающий нас сумрак исчез от света Лица Его, чтобы радости наши были святы и печали не мрачны, чтобы Он нас уничижал и Он нас возвышал, чтобы мы от Него принимали огорчения и Он утешал нас, чтобы мы от Него принимали лишение и обогащение, чтобы Он учил нас молиться и чтоб от Него принимали мы ответ на молитвы наши, чтоб, оставляя нас в мире, Он выделял нас из него, чтобы жизнь наша была сокрыта с Ним в Боге, поведение же свидетельствовало о Нём пред людьми.

 

Взирай на Иисуса, Который, восшед от земли к Отцу Своему небесному, ниспослал на землю Духа Святого и Им основал и утвердил навеки неодолимую Церковь Свою; и возлюби Церковь Его, в которой дышит Дух Его, и благоговей пред установленными Им.

 

Взирай на Иисуса, Который, восшед в дом Отца Своего, уготовляет нам место в обителях Его, чтобы эта блаженная надежда укрепляла нас в жизни без ропота и приготовляла нас оставить земную жизнь без сожаления, когда придёт час встретить смерть, этого последнего врага, которого Иисус победил для нас, которого и мы Им победим – этого врага, из которого Он сделал нам друга, некогда царя страхов, а ныне посланника вечного покоя и мира.

Взирай на Иисуса, Коего верное второе пришествие, в день и ангелам неизвестный, составляет из века в век ожидание и надежду Церкви верных, которая укрепляется к терпению, к бодрствованию, к радости мыслию, что Господь близко (Филип.4,5).

Взирай на Иисуса, чтобы Он научил нас взирать на Него, как на Творца и Источник веры нашей и предмет её, чтобы Он сохранил нас в этой вере до конца – Он, Который и есть Совершитель этой веры.

Взирай на Иисуса, а не на мир с его соблазнами и пожеланиями, с его примерами, правилами и суждениями.

 

Взирай на Иисуса и возвышай к Нему взор от братьев своих, даже наилучших и любезнейших. Следуя за человеком мы можем заблудиться; следуя за Иисусом – мы уверены, что никогда не заблудимся. Если Иисус стоит между нами и нашим искреннейшим другом, то привязанность наша к человеку не будет столь непосредственной, но более глубокой; менее для нас необходимой, но более полезной. Он будет для нас орудием благословений, если Богу угодно будет действовать через него; потеря же этого человека станет новым благословением и призывает нас более приблизиться к Единому всевозлюбленному, от Коего не могут отлучить нас ни смерть, ни жизнь (Римл. 8:38).

 

Взирай на Иисуса, чтобы не взирать робко или тревожно на врагов Его или наших. Вместо того, чтобы ненавидеть и страшиться их, мы научимся любить и побеждать их.

 

Взирай на Иисуса, чтобы без смущения смотреть на препятствия, встречающиеся на пути нашем. Чем более мы останавливаемся на них и рассматриваем их, тем более они ужасают, колеблют и пересиливают нас; потому что часто мы не способны понять причины, для которой они допущены, и средств, коими мы можем превозмочь их. Апостол утопал, как только стал смотреть на волны, бурею воздымаемые; но, когда он Взирай на Иисуса, он ходил по пучине, как по твердой земле. Чем труднее наше призвание, чем страшнее искушение, тем необходимее нам Взирать на Иисуса.

 

Взирай на Иисуса и не смотри на скорби свои так, чтобы измерять число их, взвешивать бремя их, жаловаться на горечь их. Вне Иисуса скорби не освящают: они ожесточают и подавляют человека, они производят не терпение, а возмущение, не надежду (Римл. 5:3-5), а упадок духа и даже отчаяние. Только под тенью Его креста мы можем вполне правильно оценить меру нашего креста, с послушанием принимать этот крест каждый день из рук Его, нести его с любовью, с благодарностью, с радостью – и находить в нём для себя и для других источник благословений.

 

Взирай на Иисуса и прежде, и преимущественнее на Него, чем на пользу нашего дела, нашего честного сообщества, а всего менее – на наши личные выгоды. Единственная цель нашей жизни – слава Божия; если мы не делаем её верховною целью всех наших стремлений и усилий, то и лишаемся неизбежно Его помощи; ибо благодать Его даётся только на служение Его славе. Если напротив – мы, прежде всего, ищем славы Его, то и благодати Его никогда лишены не будем.

 

Взирай на Иисуса, а не на силу свою. Сила наша годна только для ничтожного прославления нас самих; для прославления Бога нужна сила Божия.

Взирай на Иисуса особенно при сознании своей немощи. Одно оплакивание немощи нашей не сделает нас сильнее; но, когда взираем на Иисуса, сила Его сообщится сердцам нашим и хвала Его отверзет уста наши.

 

Взирай на Иисуса и тогда, когда волею или неволею взираешь на свои грехи, на источник, откуда они исходят (Матф. 15:19), на наказание, которое они заслуживают. Будем смотреть на себя столько, сколько нужно, чтобы убедиться и признать: как необходимо для нас взирать на Него, – и это именно потому, что мы величайшие грешники, – и будем измерять великость сделанных нами преступлений великостью Жертвы, искупившей их, и Благости, прощающей их. Вслед за каждым взглядом, бросаемым на себя, воззрим на Господа Иисуса. Рассматривайте сами себя, но в присутствии Креста и чрез Иисуса Христа. Рассматривание греха угрожает смертью – созерцание Иисуса дает жизнь. Израильтян в пустыне исцеляло не рассматривание своих язв, но возведение очей на таинственного медного змея (Числ. 21:9).

 

Взирай на Иисуса, а не на мнимую праведность свою. Больной из больных тот, кто, будучи болен, считает себя здоровым; слепой из слепых тот, кто, будучи слеп, думает, что видит ясно (Иоанн. 9:41); если иногда небезопасно долго смотреть на нашу нищету, слишком, увы, несомненную, то несравненно опаснее доверчиво полагаться на воображаемые заслуги наши!

 

Взирай на Иисуса и не заглядывайся на то, что мы для Него делаем. Любуясь нашим подвигом, мы можем забыть Господина, для Которого работаем; могут быть руки полны наружных дел, а сердце пусто. Взирая же сердцем к Господу, мы не можем позабыть и пренебречь свою работу. Если сердце исполнено любви к Нему, могут ли руки не действовать на служение Ему?

 

Взирай на Иисуса, а не на видимый успех своих действий. Видимый успех не есть мерило действительного успеха: Бог не дал нам повеления непременно получить успех, но повелел делать, работать; Он потребует отчёта в намерениях и действиях, а не в успехе, который не в нашей власти. Наше дело – сеять семя, Божие дело – собирать плоды, если не нашими руками, то руками других. Если же и дарован нам успех, то и тогда останавливать на нём самодовольный взор опасно: с одной стороны – мы охотно готовы приписать часть его себе; с другой – мы склонны, не видя успеха, терять усердие, когда, напротив, надобно удвоить усилия. Смотреть на успех – значит ходить видением; а взирать на Иисуса и настоятельно идти за Ним и служить Ему, вопреки всем обстоятельствам, колеблющим бодрость, и, по-видимому, ослабляющим дух и силу — значит ходить верою.

 

Взирай на Иисуса, а не на духовные дары, полученные нами или получаемые ныне от Него, – разве только для благодарности за оные. Вчерашняя мера дана была для вчерашнего дня – мы не можем употребить её ныне и не должны останавливаться на ней; мера благодати на нынешний день дана нам для нынешнего подвига не для того, чтобы рассматривать её, но чтобы употребить на пользу; не для того, чтобы, взвешивая её в руках наших, почитать себя богатыми, но чтобы отдать её как заём и остаться с сознанием нашей нищеты.

 

Взирай на Иисуса среди скорби, внушаемой нам грехами нашими, из глубины уничижения, в которую они нас повергают. Если мы от грехов наших чувствуем себя в таком унижении, что не можем найти самодовольствия в нас самих; если мы ими столь сокрушены, что смиренно возводим взор к Иисусу, дабы Он очистил нас от грехов, — вот то, чего Он от нас требует и этот именно взгляд более, чем все прочее, вызовет слезу из очей наших и низложит гордость нашу. А если нам, как Петру, даны будут горькие слёзы (Лук. 22,62), о! пусть отуманенный ими взор наш будет более чем когда-либо неуклонно устремлён к Иисусу; ибо самое раскаяние это обратилось бы в искушение нам, если бы мы подумали слезами этими омыть хотя немного грехи наши, которых ничто не может изгладить, кроме крови Агнца Божия.

Душеполезное чтение. 1865. Т. 3. М. 12. С. 271-286

«Благовестник» №11, 2017 г.

Из книги «Монастырский благовестник. Том 4»

(74)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *