Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Православная Церковь отмечает праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. О нем нет ни слова в Священном Писании и при этом Введение — один из главных православных праздников.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из главных православных праздников (их всего 12, почему они и называются двунадесятыми). В этот день Церковь вспоминает об эпизоде из жизни трехлетней Богородицы, которую привели в Иерусалимский храм ее благочестивые родители Иоаким и Анна. Дожив до преклонного возраста бездетными, они дали обет, что посвятят свою долгожданную дочь Богу, для чего отдадут ее в Иерусалимский храм. В то время такая практика в Израиле была распространена.

 

Но вот то, что Мария без посторонней помощи поднялась по 15 высоким каменным ступеням храма, а первосвященник Захария, получив от Бога откровение, ввел девочку в Святая Святых (закрытую часть храма, куда мог только один раз в год заходить первосвященник) было событием экстраординарным. В храм, который считался местом присутствия Божия, вошла девочка, Которой было суждено стать одушевленным храмом — Богородицей, через Которую Бог пришел в наш мир.

 

Введение во Храм Богородицы не описано ни в одном из четырех канонических Евангелий. Однако мы знаем о нем из текста, известного как «Протоевангелие от Иакова», который является частью Священного Предания. Церковь не признает этот текст боговдохновенным и содержащим абсолютную истину, однако ряд описанных в нем событий принимает и считает реально произошедшими.

 

Свидетельства о том, что Введение Пресвятой Богородицы занимало особое место в церковном календаре, встречаются уже в IV веке. Однако как праздник его начали отмечать не ранее VI века. Тогда же, в 543 году, по приказу императора Юстиниана в Иерусалиме была воздвигнута церковь в честь Пресвятой Богородицы и в память о Ее Введении во храм. Место было выбрано не случайно — на руинах Иерусалимского храма. К IX веку традиция отмечать праздник Введения Пресвятой Богородицы становится в Византии почти повсеместной. А в XIV веке он окончательно занял место среди великих двунадесятых праздников.

 

На иконе праздника в центре размещается маленькая Мария, одетая в мафорий (традиционная одежда замужних женщин). Возле нее стоят родители, праведные Иоаким и Анна. На некотором возвышении перед ней — первосвященник Захарий. Часто между ними расположена лестница, ведущая в храм, по которой, согласно Преданию, взбежала трехлетняя Богородица. Сам Иерусалимский храм изображен символически в виде кивория — своеобразного шатра над престолом.

 

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

 

Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

 

«Введение во храм Пресвятой Богородицы» — один из Престольных Праздников в нашей обители. Этому праздничному событию посвящен храм, расположенный вбли­зи Алексеево-Акатова монасты­ря. 

 

С начала XVIII века на этом месте находилась деревянная церковь, построенная усердием посадских людей Григория Кош­кина, Захара Елисеева и Якова Аникеева, переселившихся из прихода Успенской церкви, пото­му что там развернулось ожив­ленное кораблестроение. В 1700 году они испросили у царя Пет­ра I, находившегося в то время в Воронеже, разрешение на выруб­ку леса для постройки церкви. Вскоре она была построена и ос­вящена святителем Митрофаном в честь Введения во храм Пресвя­той Богородицы.

 

В 1770 году, когда церковь обветшала, ее разобрали и начали стро­ить каменную, которая и была возведена к 1780 году, став одной из красивейших в городе. Имя архитектора осталось неизвестным, но архитектурный облик здания имеет явные черты школы знаменитого зодчего XVIII века Бартоломео Растрелли.

Кроме главного алтаря, Введенская церковь имела два придела: во имя мученика Иоанна Воина и святителей Воронежских Митрофана и Тихона.

Введенская церковь, по свидетельству очевидцев, была закрыта в середине 1930-х годов. Здание ее занимала сначала артель промысло­вой кооперации. В послевоенные годы в нем устроили склад ремон­тно-строительного управления.

В 70-е годы храм был передан крае­ведческому музею как памятник архитектуры. Тогда же начались дли­тельные работы по его восстановлению.

В 1990 году церковь была возвращена Воронежской епархии, а в 1999 передана Алексеево-Акатову монастырю. В настоящее время храм открыт ежедневно с 9:30 до 14:30. В нем совершаются требы Крещения и Венчания. Телефон храма: 89937802644.

 

(29)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *