В Неделю о блудном сыне евангельской притчей, от которой получила название и Сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия.
«Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою Отче щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» – кондак в Неделю о блудном сыне.
Ныне Святая Церковь хочет возвести нас до воодушевленной решимости, оставя грех, идти путем правым к Отцу Небесному. Для того в притче о блудном сыне, с одной стороны, изображает горестное состояние грешника в отпадении от Бога, с другой — отраду и покой, в какие кающийся приемлется Небесным Отцом.
Господь близ! Он ждет только, чтобы ты сказал: «Восстав, иду!» И прежде чем приблизишься ты к Нему, Он сретит тебя и заключит в Отеческие объятия любви Своей…
Не отложи воспользоваться остающеюся еще для тебя мерою долготерпения Божия и все употреби, чтоб воодушевить себя на труд восстания. Собери вокруг сердца все возбудительные истины, и с неба, и с земли, и от настоящего, и от будущего, – чтоб взойти наконец до решимости сказать: «Восстав, иду!» И затем встань и иди!
Святитель Феофан Затворник
На реках Вавилонских
Каждый год в три предшествующие Великому Посту недели за воскресным богослужением Святая Церковь после торжественных полиелейных псалмов воспевает псалом 136 «На реках Вавилонских» – песнь пленного иудейского народа – в напоминание нам и научение. Таинственный смысл этого псалма имеет непосредственное отношение к каждому из нас.
В плен языческий, в плен к людям нечестивым и жестоким попал народ иудейский. А мы, забывающие Бога, все находимся в плену гораздо более тяжком – в плену у врага рода человеческого, который стремится нас погубить. Мы все находимся в тяжкой зависимости от него, мы подвергаемся тяжким испытаниям от него. В умах наших бушуют страсти, возмущаемые врагом Христа. Мы все в таком же тяжком положении, в каком был народ еврейский в плену вавилонском. И нам всем надлежит, понурив головы, плакать и стонать о потерянном отечестве нашем и вспоминать его, ибо отечество наше у Бога, а мы от Него ушли, как блудный сын ушел от отца своего.
На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.
Пленные вавилонским царем Навудохоносором иудеи изображают нас, пленных духовным Навудохоносором диаволом. Реки Вавилонские – это реки страстей и увлечений греха. Евреи плакали о земном Иерусалиме, где был их храм истинному Богу, – мы же должны плакать о Сионе духовном, граде Бога Живого, Иерусалиме Небесном, истинном отечестве христиан, от которого удалились мы нерадением в исполнении заповедей Господних и равнодушием к Небесной манне – Пречистому Телу и Крови Христовой.
Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
Мир этот есть область иного, князя века сего. Не освободившись от пристрастия к миру, душа не может любить Бога искренно. Ибо житейское пристрастие для нас есть как бы покрывало. Ибо, доколе мысль наша рассеивается и душа возмущается в себе страстями, дотоле не можем петь Богу чистую песнь. Ибо как мы можем петь песнь Господню в сердце, обладаемом страстями?
Невозможно сердцу страстному, сердцу неочищенному возглашать хвалебные гимны Богу. Такому оскверненному грехами сердцу приличны не хвалебные гимны, а горький покаянный плач о своем греховном страстном состоянии, плач о греховном своем пленении и молитвенное воздыхание ко Господу о помощи. Необходимо очистить сердце свое от всякой греховной скверны, ибо только чистым сердцем можно воспевать Богу песнь нову (Откр. 5:9; 14:3).
Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
Да слышим это и вразумимся. Ибо как они, когда потеряли свой отечественный Иерусалим, тогда стали искать его, так и многие из нас поверят в то время, когда потеряют свой горний Иерусалим; но первые имели надежду на возвращение, а нам, когда лишимся своего вожделенного Града, не возможно будет возвратиться снова: потому что червь их там не умирает, как говорит Писание (Мк. 9:44; см. Ис. 66:24). Посему должно так устроять настоящую жизнь, чтобы не быть изгнанниками из Вышняго Града (ср. Евр. 13:14; Откр. 3:12).
Дщи Вавилоня, окаянная, блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.
Младенцами вавилонскими, о камень разбиваемыми, непогрешительно можно назвать семена зла и страстных помыслов, которые надлежит истреблять спасительным словом Иисусовой молитвы (ибо Камень есть Христос), чтобы не возрастало в нас зло, и не очерняло светлейшую доброту души, и не приходило в действие противозаконно заповедям любящего нас Кроткого и Смиренного Владыки – Господа нашего Иисуса Христа.
Преподобный Варсонофий Оптинский рассказывал сон, в котором видел себя стоящим в каком-то храме высоко на хорах. Перед ним проходят младенцы чередой, один за другим. Идет один мимо него по хорам, падает с хор и разбивается об пол; другой точно так же проходит, падает, и разбивается; третий так же – все они идут, и падают, и разбиваются. Один из них задержался было возле батюшки, видимо, желая привлечь к себе его внимание и сочувствие, но батюшка на него гневно прикрикнул – и он упал с хоров и разбился.
Так действительно и разбивались батюшкой Варсонофием вавилонские младенцы о камень. Так действительно и побеждал он страсти греховные силой Христовой, именем Иисусовым: Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о Камень. Не задерживались, не задерживались в сердце батюшки лукавые помыслы и движения страстные – эти младенцы Вавилонские, – падали и разбивались о Камень.
Нам, страстным, еще не очищенным от страстей, еще находящимся в плену Вавилонском, прилично плакать о грехах своих и должно стараться во утрия избивать грешников земли сердца нашего (см. Пс. 100:8), пока они еще младенцы. Об этом будем и заботится, и беспокоиться. Об этом будем молиться Господу, прося Его всесильной помощи.
По творениям святителя Луки Крымского, праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Варсонофия Оптинского.
«Благовестник» №4,5, 2012 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том. 1»
(57)