Во вторую неделю Великого Поста совершается память свт. Григория Паламы, названного сыном Божественного света, обличителя еретиков и защитника учения о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста.
Отвращаясь и от древних, и от новых еретиков, веруя, как были научены, что святые созерцают и как причастники разделяют Царство и славу, и сияние, и Свет неизреченный, и благодать Божественную, но не существо Божие, [мы] идем к сиянию благодатного Света, чтобы познать и поклониться Трисиянному Божеству, во единице сияющему, неизреченному Сиянию из единой триипостасной природы. И очи помысла устремим на Слово, Которое, как бы издали, так обращается к нам: «Если кто желает примкнуть к сей славе, пусть, насколько это возможно, подражает Мне и шествует тем путем, которым Я шел на земле и представил в пример как образ жизни».
Святитель Григорий Палама
«Благовестник» №8, 2011 г.
Бодрый язык твой ко учительству, во ушесех сердечных возглашая, ленивых души возставляет, и боговещанными словесы твоими лествица обретается, от земли к Богу возносящая. Темже Григорие, Фессалии чудо, не престай моляся Христу, просветити Божественным светом чтущия тя. – стихира на вечерне второй Недели Великого Поста.
Стояние в истине
Есть же вера уповаемых извещение,
вещей обличение невидимых.
Евр. 11:1
Мы веруем в Бога, и мы веруем Богу. Эти понятия не являются тождественными, потому что веровать Богу означает считать Его обетования по отношению к нам незыблемыми и истинными, веровать же в Бога значит православно мыслить о Нем. Нам следует иметь и то, и другое; и в том, и в другом истинствовать. Следует быть уверенными в обетованиях Божиих более, чем если бы даже своими глазами видели, и следует нам быть верными Богу, в Которого наша вера; и, будучи верными, таким образом оправдаться.
Ибо говорится: поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. В чем же выразилась вера Авраамова, так что он был оправдан? Он принял от Бога обещание, что в семени его, которым был Исаак, благословятся все племена Израиля. Затем он получает от Бога повеление: Исаака, тогда еще бывшего в детском возрасте, принести в жертву, а между тем, чрез него единого должно было сбыться исполнение обещания. И вот, нисколько не возражая, отец был готов своими руками заколоть мальчика, в то же самое время веруя, что обещание, которое должно было через него сбыться, является незыблемым и истинным.
Видите ли, какова оправдывающая вера?! Но и нам Христос обещал наследие вечной жизни, и наслаждения, и славы, и Царства; затем заповедал жительствовать в бедности, поститься, совершенно и стесненно жить, быть готовым к смерти, распять себя со страстями и похотями (Гал. 5:24). Итак, если мы возымеем усердие к этому и уверуем в то обещание Божие, то вот и мы, по образу Авраама, уверовали Богу, и это нам зачтется в праведность…
Бог как бы стал Должником тому, кто ради Бога дал своего единородного собственного сына, так чтобы ради него и по причине обещания ему, в свою очередь, дать Своего Единородного Собственного Сына. Так и относительно нас: целомудрие и праведность, смирение и претерпение так или иначе причиняющих нам зло, раздача имущества, еще же и злострадание тела в постах и бдениях – одним словом сказать, распятие себя со страстями и похотями во исполнение заповедей Божиих не только является испытанием того, насколько истинно мы веруем обещаниям Христовым, но и, так сказать, делает Бога Должником дарования нам вечной и незыблемой жизни, и наслаждения, и славы, и Царства.
Посему и Сам Он, взирая на Своих Учеников, сказал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, блаженные милостивые, блаженные изгнанные за правду, и: Горе вам, богатые! Горе вам, пресыщенные ныне! Горе вам,смеющиеся ныне! Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Мф.5:3–10, Лк.6:24–26).
А тот, кто проводит свою жизнь не согласно возвещенным блаженствам, но соответственно тому, на что сетует Господь, скажи мне, может ли считаться верующим Богу? Покажи ми, говорится, веру твою от дел твоих, и кто премудр… в вас, да покажет от добраго жития дела своя (Иак.2:18, 3:13).
Итак, то, что мы истинно веруем Богу, пусть будет явленным на основании наших добрых дел и соблюдении Божиих заповедей. А то, что мы православно веруем в Бога, то есть прекрасно, утвержденно и благочестиво мыслим относительно Него, каким образом это явить нам? Тем, что мы единодушны, единомысленны и единоисповедны с богоносными отцами нашими.
Мы веруем во Единого Бога – во Единое Триипостасное и Всемогущее Божество, – и торжественно возвещаем о тех, которые угодили Богу в таковой вере. Неверующих же согласно сему образу, но возглавивших свои собственные ереси или до конца последовавших ересеначальникам, мы отвергаем. Да будет вам известно, братие, что дурные страсти и нечестивые учения взаимно тесно связаны, являясь источником друг другу, и бывают причиной того, что Бог справедливо оставляет такого рода людей.
Так Соломон, отдавшись плотским услаждениям, поскользнулся в идолопоклонничество. Так Иеровоам, побежденный крайним любоначалием, принес жертвы золотым тельцам. Так Иуда-предатель, болезновав сребролюбием, впал в богоубийство.
Итак, и вера без дел мертва и призрачна, и дела без веры – напрасны и бесполезны (Иак. 2:20-26). Поэтому благодать Духа соединила ныне, в это святое время Поста и упражнения в добродетели, как восхваление право учащих слово благочестия, так и публичное отвержение тех, которые учили неправославно, чтобы мы и в вере и в делах проявили тщательность: и веру через дела явили, и через веру приобрели пользу от трудов.
Святитель Григорий Палама
«Благовестник» №9, 2011 г.
Из книги «Монастырский благовестник. Том. 1»
(132)