Вифлеем, куда прибыло Святое Семейство для участия в переписи, есть образ мира сего, погруженного в житейскую суету и треволнения. Сбывались чаяния пророков, приходило исполнение времен, наступал срок рождения Спасителя, которого чаяли все народы. Небо и земля затаили дыхание, ожидая явления Бога во плоти…
И только грешные потомки Адама ничего не хотели знать о происходящем, только те, ради которых свершалось Боговоплощение, спали глубоким сном неведения и небрежения. Вифлеем был переполнен людьми. Все гостиницы и постоялые домы забиты до отказа. Люди обедали и ужинали, собирались родственными кланами, делились последними новостями и впечатлениями о прожитом. Встретились в городе Давидовом те родичи, кто, быть может, десятилетиями не видел и не слыхал друг о друге. Сколько народилось детей за это время, сколько младенцев было принесено сюда из отдаленных уголков Палестины ради выполнения кесарева повеления о переписи…
И вот, в такое-то время, в лиловых сумерках, появляются в Вифлееме престарелый Иосиф с благоговейным сыном Иаковом, который держит под уздцы ослика. На нем — закутанная в теплую шаль непраздная Мария, лик Которой почти сокрыт покрывалом по восточному обычаю. Спутники хранят молитвенное молчание. Всех троих объединяет неизреченная тайна, едва ли доступная и ангельскому уму.
Отец с сыном кротко стучатся в двери и вопрошают содержателей корчемниц о ночлеге, но везде получают отказ. Кто-то участливо разводит руками с извинением, другие грубо захлопывают дверь, не удостаивая странников лишних объяснений. Пречистая Дева остается поодаль на ослике, чувствуя с тревогой, что приближается время родов. Она привыкла умерять страхи, столь естественные в подобных обстоятельствах, упованием на непостижимый Промысл Всевышнего.
На дворе глубокая ночь. Водимый Духом Божиим святой Иосиф обретает для Семейства нежданное пристанище — пещеру для скота в предместье Вифлеема. Здесь и приготовляется спешно всё необходимое для рождения Младенца. Колыбелью для Бога во плоти послужит воловья кормушка, застланная сеном. Только избранным людям, число которых не достигало и восьми душ, спасенных от всемирного потопа в Ноевом ковчеге, было открыто великое таинство.
Да не пройдет оно и мимо нас, смиренных учеников Христовых, живущих в двадцать первом столетии! Как и в ту спасительную ночь, греховное ослепление соделало духовно незрячим большую часть человечества. Погруженное во тьму и смертную сень погибельных страстей, оно и ныне не дает места Спасителю мира в своем сообществе. Пусть же ангел Господень своим невидимым крылом или чудесный луч Вифлеемской звезды, коснувшись нашей совести, привлекут нас в храм Божий.
Там, в сиянии благодати, мы и приобщимся дивной тайне Боговоплощения и воспоем едиными устами и сердцем:
«Христос раждается -славите!
Христос с небес — срящите!
Христос на земли —
Людие, возноситеся!»
ОБНОВЛЕНИЕ ЗАВЕТА
«Вот, завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом»( Евр.8, 10).
Что главное в Новом Завете?
Нам дарована, верою во Христа, БЛАГОДАТЬ — несотворенная энергия Божества. Она напечатлевает ведение и стремление к добру в самих мыслях и чувствах человека.
Вот почему в деле спасения ОБРАЗ МЫСЛИ И КАЧЕСТВО МЫСЛЕЙ имеют первостепенную значимость.
Единая ложная мысль, равно и нечистое, злое, гордостное чувство, усвоенные душой, могут довести ее до погибели. Мысль истинная и соответствующее ей чувство (смирение, жалость, кротость, чистота) спасительны.
Что из этого следует?
Во главу угла необходимо поставить ВНИМАНИЕ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ к СВОЕЙ душе и тому, что ее наполняет.
Во-вторых, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И УСИЛИЕ, необходимые в сопротивлении греху, который изнутри пытается пленить сердце.
И наконец, ПОСТОЯНСТВО В ПРИЗЫВАНИИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, Которому единому подобает царствовать в нашей душе и ЗДЕСЬ, и ТАМ.
К СВЕТУ
Мысль тонкая и светлая, как луч,
Взойди на сердце и проникни в чувства!
Ты — в дверь заветную миниатюрный ключ,
Владеть тобою — тонкое искусство.
А потерять — то потерять себя:
Вдруг в горницу, исполненную света,
Во скважину ума вползает тьма,
Пленяя душу демонским наветом.
Вот почему я, как цветок, тянусь,
Превозмогая немощь и усталость,
К Тебе, мой Светозарный Иисус!
Мне так немного времени осталось…
Протоиерей Артемий Владимиров
(222)
Очень глубокая статья.А в преддверии празднования Рождества Христова ,еще и очень интересно рассказано,как всё происходило в Вифлееме.Спасибо!